- Обрядовая песня
- Обрядовая песня
-
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — см. Обрядовая поэзия.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Обрядовая песня
-
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни — к свадьбе, похоронам. В обрядовой поэзии сохранилось очень много следов глубокой старины. Обрядовая поэзия в силу своей связи с религиозным культом стоит близко к первоначальной ступени литературного развития — к синкретизму. Синкретическое состояние поэзии — отправной пункт в эволюции поэтических форм. Все главные виды поэзии — эпос, лирика, драма — выделились из первоначального слитного состояния позднее. В обрядовой же песне мы видим еще не вполне разрушенную связь лирики, эпоса и действия, т.-е. элемента драматического. Поэтому обрядовая песня привлекает особенно внимание тех, кто интересуется истоками поэтического творчества. Однако русские обряд и песня не отражают старинных форм в их чистом виде. В этой области русской поэзии ярче всего сказалось смешение двух культур — языческой и христианской, т.-е. «двоеверие». Языческий быт постепенно должен был применяться к быту христианскому. В частности, языческие празднества должны были слиться с праздниками церковными; календарь первобытный смешался с календарем византийским. Несмотря на такое применение к христианским праздникам, общий аграрно религиозный характер народных обрядов и песен сохранился и до сих пор. В основе их по прежнему лежит первобытная земледельческая магия, заклинание. В этом отношении русская обрядовая поэзия дает богатые аналогии к наблюдениям, сделанным в известной книге Фрезера «Золотая Ветвь». Первоначальное распределение обрядов по временам года, повидимому, на два главных цикла — весенний и осенний в настоящее время не выдержано строго, но все же еще не совсем стерлось.Обряды и песни, исполняемые в канун Рождества Христова, соединяются с именем Коляды, песни же носят название колядок. На основании некоторых песен можно подумать, что Коляда — имя какого то языческого божества. Но теперь вполне выяснено, что слово это первоначально означало название празднества и происходит от греческого καλάνδαι и латинского Calendae. Как убедительно доказано А. Веселовским, русские рождественские обряды стоят в связи с греко римскими январскими празднествами. Но далеко не все в них — результат заимствования, многие имеют корни в самобытной славянской старине. Аграрно заклинательный характер многих колядских обрядов и песен вне сомнения. Заклинательный смысл имеют также и величальные колядские песни, в которых иносказательно излагаются пожелания богатства и счастья. Нередко в колядских песнях и играх звучат также брачные и свадебные мотивы. Широкою известностью пользуются т. н. подблюдные песни. За колядой под Новый год (под св. Василия) поют овсеневые песни (происхождение термина не вполне выяснено). Под Крещение в Малороссии поются щедровки.Большою частью с Благовещения (25 марта) происходит заклинание весны. Девушки поют песни — веснянки, как бы перекликаясь хор с хором: как только кончает один хор, начинает другой. Весенние праздники приурочены к Благовещению, Великому Четвергу, Пасхе, к Фоминой неделе. При этом Фомино воскресение в народе называется Красной горкой, понедельник — Радуницей, вторник — Навьим днем. Последние три дня тесно связаны с обычаем поминать покойников. Такова особенность весенних праздников: радость весны, оживление природы, ее воскресение ассоцируются с мыслью об умерших предках. Весною поэтому происходят обряды очистительного характера и поминального. К первым относятся такие обычаи, как сожигание соломы, прыгание через костры, окуривание дымом, обливание водой. Ко вторым — хождение по кладбищам, плачи по покойникам, отнесение на могилы яиц, хлеба и другой пищи. Песни поются то веселые, то грустные. Характерна белорусская пословица: «На Радуницу до обеда пашут, по обеде плачут, а вечером скачут». Это соединение скорби и радости напоминает древнюю тризну, когда так живо сплетались горькие плачи и буйные, безудержные игры. Наконец, как и на Рождестве, в весенние песни и игры вплетаются и брачные мотивы. Большой известностью пользуется игра «сеяние проса», состоящая из песенного хорового диалога. С особенной силой вспыхивает веселье к Троицыну дню. Неделя ему предшествующая, седьмая по Пасхе (четверг ее носит поэтому название Семика, а песни этого времени — семицких), называется «русальной» неделей. В песнях на русальной неделе поминаются русалки, в образе которых, повидимому, соединились представления о душах умерших и о растительных силах природы. Что касается самого названия, то слово русалка первоначально означало название праздника и восходит к римским dies rosae, rosalai, весенним поминкам по покойникам. В русальную неделю мотивы аграрной религии и магии звучат очень сильно. С Троицыным днем связан известный обычай украшать дома молодой зеленью, особенно березкой. Троицын день — праздник расцветшего дерева. В честь украшенной березки поются красивые троицкие песни. В роще девушки дают друг другу клятвы дружбы, «кумятся» и поют связанные с обрядом кумовства специальные песни. А. Веселовский в обычае кумовства и соответствующих песнях видит пережитки гетеризма, обрядового общения полов, связанного с весенним культом. В летнем празднике Ивана Купалы (т.-е. Иоанна Крестителя 24 июня) произошло явное смешение двух обрядовых циклов — весеннего и осеннего. Так христианский календарь разрушал последовательность языческого ритуала. Песни, связанные с праздником, носят название купальских. Вскоре после Ивана Купалы, б. ч. в Петров день, а в иных местах значительно раньше происходят торжественные проводы весны, причем в последний раз поются веселые песни. Далее до конца работ обычно пение песен прекращается. Лишь в начале жатвы поются особые зажиночные песни, а в конце жатвы дожиночные. Жатвенные песни замыкают цикл обрядовой народной поэзии. Русская песня, крепко сплетенная с обрядом, свидетельствует, что ее исполнитель по всему складу психики и мировоззрения прежде всего земледелец.О песнях, связанных с семейными обрядами, см. статьи: Свадебные Песни и Причитания.БИБЛИОГРАФИЯ.см. в конце статьи Лирическая песня.
Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.