Норрис


Норрис
Норрис

       
НОРРИС Франк (Frank Norris, 1870—1902) — американский писатель. Учился в Гарвардском университете. Был военным корреспондентом в Южной Африке и на Кубе, редактором сан-францисского журнала «Wave». Известен не только как художник, но и как теоретик натурализма. Натуралистическое кредо Н. (статья о «правдивой литературе для требующего правды народа» — «Responsibilities of the Novelist», 1993) было выступлением идеолога мелкой буржуазии против все еще культивируемых идей «свободной воли ничем не стесненного созидающего американца». Представитель класса, теснимого крупной буржуазией, Н. протестует против попыток идиллического сглаживания все обостряющихся социальных противоречий. Его лозунг правдивости показа был направлен к разрушению иллюзий о демократической «гармонии» страны, включавшейся в сложную сеть империалистических противоречий. Несмотря на это, в первых своих малозначительных повестях, созданных на основе натуралистического метода («Mc Teage», 1899, «A Man’s Woman», 1900, и др.), Н. в сущности отдает дань романтике, культивируемой буржуазными идеологами империалистической Америки. Повести посвящены примитивной, но созидательной борьбе сильного человека с природой, романтике образа покорителя. Этими реминисценциями буржуазной и мелкобуржуазной фермерской экспансии, колонизаторства, Н. объективно включился в литературу, служащую империалистической «мобилизации» страны.
       Последующие произведения Н. уже направлены к изобличению захватнических тенденций современного финансового капитала — разорителя мелкой буржуазии. Первая часть не до конца осуществленной трилогии Н. «Epic of the Wheat» (Эпос пшеницы) — «The Octopus» (Спрут, 1901) — посвящена борьбе железнодорожного треста с зажиточным фермерством. Фермерство для Норриса — символ уходящих «американских возможностей», свободного хозяйствования на свободных землях. В трагедии разорения фермерства писатель вскрывает глубокие социальные противоречия капиталистической системы, разоблачая лживость идеи о ее «гармонии». Ощущение обреченности в этой борьбе приводит Норриса, с одной стороны, к пессимистической развязке романа, с другой — к созданию мистических образов треста пшеницы — «природного», «сверхсоциального» начала, карающего за фермерские несчастья.
       Финансовому капиталу целиком посвящена вторая часть трилогии Н. «Омут» (Pit, 1903). Здесь биржевая игра дана как символ нового капитализма, причем художник несомненно увлекается размахом и стратегией спекулятивных комбинаций. Образ Кертиса, талантливого финансиста-дельца, противоречив и идеализирован. Сама биржа — гипертрофированный, почти мистический образ — поле величественной, чудовищно напряженной битвы. Н. дает апологизированный образ Чикаго, биржи, размаха капиталистического предпринимательства. К этой апологетике писателя подводит его борьба за «крепкого фермера». Констатируя победу финансового капитала и не понимая экономической ее обусловленности, Н. мистически поднимает ее над действительностью, так же как в первой части трилогии, констатируя поражение «честного» фермерства, Н. обращался к мистическому образу карающей «надсоциальной» пшеницы.
       Несмотря на ущербность мелкобуржуазного натурализма Н., он — один из первых американских писателей, давших социальную проблематику в лит-pe, как глубоко значимую, достойную «героической эпопеи». Творчество Н., как и весь американский мелкобуржуазный натурализм (Крэйн, Геррик и др.), отразило период изживания особенностей американского развития в эпоху промышленного капитализма. В этом — социальное значение творчества Н. и художественная сила, основывающаяся на обличении.

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Омут, Роман, перев. А. Гальстштейн, СПБ, 1903 (прилож. к журн. «Мир божий»); То же, перев. А. Г., изд. «Мысль», Л., 1927; Спрут, Роман, перев. А. Г., изд. «Мысль», Л., 1925; То же, перев. П. Охрименко, Под редакцией М. Левидова, изд. «Пролетарий», Симферополь, 1925; То же, сокращ. перев. Э. К. Пименовой, Гиз, М. — Л., 1926; Топпан, Рассказы, перев. М. Матвеевой, изд. «Сеятель», Л., 1926; Бликс, Повесть, перев. Е. И. Фортунато, изд. «Мысль», Л., 1927; Yvernelle, 1892; Schanghaied, 1899; Blix, 1900; A Man’s Woman, 1900; The Octopus, 1901; The Pit, a Story of Chicago, 1903; Complete Works, 7 vv., 1903; A Deal in Wheat, 1903; The Joyous Miracle, 1906; The Third Circle, 1909; E. N. of «The Wave», Stories a. Sketches from the San-Francisco Weekly, 1893—1897, San-Francisco, 1931.
       

II. Анисимов И., «Книгоноша», 1926, № 1; Розенталь Л., «Печать и революция», 1926, № 4 (о романе «Омут»); Его же, «Печать и революция», 1925, № 8 (о романе «Спрут»); Van Doren С., American a. British Literature Since 1890, N. Y., 1925; Grattan C. H., F. Norris, «Bookman», N. Y., 1929, July; Pattee F. L., The New American Literature, N. Y., 1930 (приведена библиография); Walker F., F. Norris. A biography, N. Y., 1932.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Норрис" в других словарях:

  • Норрис — Норрис  английская фамилия. Носители: Норрис, Аарон (р. 1951)  кинорежиссёр, брат Чака Норриса Норрис, Артур  британский теннисист. Норрис, Джеймс (1879 1952)  американо канадский бизнесмен, бывший владелец хоккейного клуба… …   Википедия

  • НОРРИС — (Norris) Фрэнк (1870 1902), американский писатель. Пионер американского социального реалистического романа. Сочетающая реалистические и натуралистические черты незаконченная трилогия Эпос пшеницы (роман Спрут , 1901, Омут , 1903) своеобразная… …   Современная энциклопедия

  • Норрис — (Norris)         Фрэнк (5.3.1870, Чикаго, 25.10.1902, Сан Франциско), американский писатель. Родился в семье богатого бизнесмена. Учился в художественной студии (Париж), в Калифорнийском и Гарвардском университетах. Сотрудничал в газетах. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Норрис О. — Орлин Норрис Общая информация Полное имя: англ. Orlin Levance Norris Прозвище: Ночной поезд (англ. Night Train) Сок (англ. The Juice) Гражданство …   Википедия

  • Норрис Ф. — НÓРРИС (Norris) Фрэнк (1870–1902), амер. писатель. Сочетающая реалистич. и натуралистич. черты незаконч. трил. Эпос пшеницы (ром. Спрут , 1901, Омут , 1903) о социальном конфликте между фермерами и монополиями …   Биографический словарь

  • Норрис Ч. — НÓРРИС Чак (наст. имя и фам. Карлос Рэй, Ray) (р. 1942), амер. актёр. В кино с 1968. В фильмах, основанных на погонях и драках, Н. (бывший чемпион по карате) выступает защитником обиженных ( Возвращение Дракона , Око за око , Кодекс молчания ,… …   Биографический словарь

  • НОРРИС Чак — НОРРИС (Norris) Чак (р. 10. 03. 1939), американский актер. Настоящее имя Карлос Рэй. Родился в провинциальном городке штата Оклахома в семье автомеханика. Его дед был ирландцем, а мать индианкой. Отец, воевавший в годы Второй мировой войны,… …   Энциклопедия кино

  • НОРРИС (Norris) Фрэнк — (1870 1902) американский писатель. Сочетающая реалистические и натуралистические черты незаконченная трилогия Эпос пшеницы (романы Спрут , 1901, Омут , 1903) своеобразная деловая эпопея с острым социальным конфликтом между фермерами и монополиями …   Большой Энциклопедический словарь

  • НОРРИС Чак — НОРРИС (Norris; наст. имя Карлос Рэй Ray ) Чак (р. 1939), американский киноактер. Многократный чемпион мира (в 1968 74) среди профессионалов каратэ в среднем весе. Дебютировал в кино под эгидой Б. Ли. Снимается в фильмах действия: Возвращение… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Норрис Фрэнк — Норрис (Norris) Фрэнк (5.3.1870, Чикаго, ‒25.10.1902, Сан Франциско), американский писатель. Родился в семье богатого бизнесмена. Учился в художественной студии (Париж), в Калифорнийском и Гарвардском университетах. Сотрудничал в газетах. В… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Норрис» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.