- Нодье
- Нодье
-
НОДЬЕ Шарль (Charles Nodier, 1780—1844) — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи.
Н. написал несколько романов («Жан Сбогар» (Jean Sbogar, 1818); «Зальцбургский живописец» (Peintre de Saltzbourg, 1803)), но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в «кошмарную» новеллу («Смарра» (Smarra, 1821); «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)), фейную сказку («Фея крошек» (La Fee aux miettes, 1832); «Трильби» (Trilby, 1822)) и религиозную легенду («Легенда о сестре Беатриче» (La legende de sOur Beatrix)). B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных литературных влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны.
В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков («Сенакль»), где преобладали представители дворянской литературы 20-х гг. Печатным органом «Сенакля» Н. был журнал «Французская муза» (La muse francaise) католического и монархического направления. «Сенакль» Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма.
Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции («Жан Сбогар»). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна.
Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех литературных мод, но не создал ни одного направления. В «свободу» романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было литературных принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.Библиография:I. Ouvres de Ch. Nodier, editions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, «Academia», 1934.
II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’Ouvre de Ch. Nodier, P., 1923.
III. Larat J., Bibliographie critique des Ouvres de Ch. Nodier, P., 1923.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.