Новалис

Новалис
Новалис

       
НОВАЛИС (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772—1801) — немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн — невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые «Гимны к ночи».
       В творчестве Н. с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.
       Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его «Гимнах к ночи» (1800) вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество «наивного, как ребенок, народа» высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. — неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» (1797—1800). В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н. от бренности в поисках абсолюта. «Народ» ремесленно-цехового мира средневековья, «обезвреженный» народ, дается в плане «поэтических состязаний» и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях «Христианство и Европа» и «Вера и любовь, или Король и королева». В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй — называет монархию идеальной системой, основанной «на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден».
       Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е. вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм («Духовные песни»), боязнь «искажающего действительность разума» — это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни — «бледному отблеску потустороннего», — это мир положительных реакционно-дворянских идей. Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как «большая семья», как прочная база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н. эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему.
       Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. — писателей эпохи буржуазного загнивания.

Библиография:

I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского — см. в хрестоматии Н. В. Гербеля «Немецкие поэты», СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, «Пути творчества» (Харьков), 1920, № 6—7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, «Аполлон», 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.
       

II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, «Мир божий», 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), «Русская мысль», 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, «Русская мысль», 1915, III; Коган П. С., Новалис. «Г. фон Офтердинген», «Голос минувшего», 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, «История западной литературы (1800—1910)», Под редакцией проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., «Книга и революция», 1920, № 3—4 (отзыв об «Учениках в Саисе», перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса («Ученики в Саисе», перев. Гр. Петникова), «Мысль», 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gutersloh, 1887; Spenle E., Novalis. Essai sur l’idealisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le tresor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die fruhromantische Naturgefuhl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Нова́лис
(Novalis) (настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Гарденберг; 1772, замок Обервидерштедт, Гарц – 1801, Вайсенфельс), немецкий писатель, представитель романтизма. Родом из старинной дворянской семьи, получил юридическое и естественно-научное образование. Судьба и произведения Новалиса – одно из самых ярких проявлений немецкого романтизма, в особенности раннего, связанного с деятельностью дружеского кружка в городе Йене, куда, в частности, входили братья Шлегели – Фридрих и Август-Вильгельм и жена последнего Каролина, писатель Л. Тик и философ Ф. Шеллинг. Познакомившись в 20 лет с Фридрихом Шлегелем, с годами он всё теснее входил в романтический круг единомышленников. Идея совместного философского творения жизни и поэзии, романтического синтеза всех наук – «симфилософия» – стала жизненной идеей Новалиса. «Гимны к ночи» (1800) написаны под влиянием трагического события в личной жизни автора – смерти его юной невесты Софии. Основные произведения Новалиса – повесть или небольшой роман «Ученики в Саисе» (1798—99) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) – так и остались фрагментами. Новалис умер молодым, и для его друзей-романтиков эта незаконченность представлялась программной. Фрагмент стал основным жанром романтической литературы. В творчестве Новалиса находят наиболее яркое художественное воплощение основные идеи раннего романтизма: культ ребёнка, обладающего мудростью без опыта, пророческий статус поэта, художника, использование сказки для выражения философских идей, увлечение европейским Средневековьем и создание исторической утопии – прообраза гармоничного общества, противопоставление фантазии и поэзии миру повседневности. Таинственный голубой цветок, на поиски которого отправляется Генрих фон Офтердинген, полулегендарный средневековый поэт из главного романа Новалиса, стал символом всего немецкого романтизма.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Новалис" в других словарях:

  • Новалис — Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg Имя при рождении: Георг Фридрих Филипп Фрайхерр фон Гарденберг …   Википедия

  • НОВАЛИС — (Novalis), псевдоним; настоящее имя Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801) философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным… …   Философская энциклопедия

  • Новалис — Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии     Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Новалис — (Фридрих фон Хартенберг) (1772 1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник это художник безумия. В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство. Все случаи нашей жизни… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ( магический идеализм ) духа, Бога и природы, существующих …   Современная энциклопедия

  • НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… …   История Философии: Энциклопедия

  • НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… …   Новейший философский словарь

  • Новалис — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 – 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство (“магический идеализм”) духа, Бога и природы,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Новалис — (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и… …   Энциклопедический словарь

  • НОВАЛИС — (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772 1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»