Никитин Н. Н.


Никитин Н. Н.
Никитин Н. Н.

       
НИКИТИН Николай Николаевич (1897—) — современный писатель и драматург. Окончил реальное училище. Начал писать с 1922. Был в объединении «Серапионовы братья» (см.).
       Творческий путь Н. неровен, показывает трудности процесса переделки писателя мелкобуржуазной интеллигенции. В ранних рассказах Никитин изображает отдельные эпизоды гражданской войны. Он раскрывает прикрытую лицемерием жестокость белогвардейцев, расстреливающих пленных (рассказ «Барка»), пытается создать образ большевика, героически ведущего борьбу с белыми («25 июля 1918 года»), ставит проблему интернационализма пролетарской революции. Политическим действиям своих персонажей («Рвотный форт», «Полет») писатель подчас давал сексуальную мотивировку, утверждая, что революция дала простор для повышенно-эротического восприятия мира. Это убеждение автора сопровождалось подчеркнутым натурализмом, отсутствием стройной композиции, четкого сюжета, пристрастием к заумно-«оригинальным» определениям.
       От изображения эпизодов гражданской войны Никитин перешел к показу советской периферии, «мелкого человека» («Обоянские повести»). Обыватели — провинциальные служащие, доктора, купцы, художники, аптекари и т. д. — живут своими мелкими интересами. Быт мелких людей традиционен и нерушим. Устоявшаяся болотная жизнь Обояни разнообразится лишь сплетнями, анекдотами. Гипертрофируя мещанский быт, утеряв революционную перспективу, Н. дал натуралистическое описание окраины.
       Ряд очерков («С карандашом в руках», «Лирическая земля») и роман «Преступление Кирика Руденко» знаменовали стремление автора выйти на дорогу актуального революционного творчества. В «Преступлении Кирика Руденко» Н. показывает фабричную молодежь, диференцирует ее, стойкому комсомольцу Колобову противопоставляет разложившегося чубаровца Царева. Однако изображая человека гл. обр. в его любовных переживаниях, Н. не справился с задачей — дать типы новых людей. Кирика Руденко Никитин дал борцом за «человеческую» справедливость вообще. Роман Никитина перекликается с произведением Малашкина «Луна с правой стороны».
       Свойственный Н. гуманизм затруднил для автора возможность правильно развить тему о политическом вредительстве. Роман «Шпион», написанный в 1930, получился идейно и художественно бледным и спорным. Стремясь разоблачить шпиона, руководителя диверсионных актов б. полковника Маклецова, Н. отходит от разоблачения, подчеркивая одержимость Маклецова мучительными общечеловеческими страданиями. Подробно прослеживая настроения Маклецова, Никитин абстрагируется от изображения советской действительности.
       Мелкобуржуазные, идеалистические установки раскрываются не только в художественном творчестве, но и в статьях Никитина. В статье «Вредные мысли» (1924) Никитин заявлял: «Нельзя требовать от художника, чтобы он был общественным сейсмографом, это не главная цель искусства, у него свое ухо, своя игра, только ему присущая». В сборнике «Как мы пишем» (1930) Никитин акцентировал бессознательность процесса творчества, недооценивал роль критики, но признал уже влияние среды на писателя и необходимость участия последнего в общественной жизни. На пленуме Всероскомдрама (1931) Никитин заявил: «Чем ближе художник связан со своим классом, тем талантливее и сильнее его песня».
       Успехи индустриализации СССР, оказавшие решающее влияние на развитие советской литературы, выправляют и творческое развитие Никитина. В пьесе «Линия огня» (1931) Н. показал строительство энергетической установки. Н. создал образы коммунистов, инженеров, рабочих, с одной стороны, и инженера-вредителя (Богалей), представителей старой деревни (дед) — с другой. Пьеса имеет в основе своей заостренную коллизию, но схематична. В творческом развитии Н. она играет несомненно положительную роль, свидетельствуя о стремлении Н. включиться своим творчеством в социалистическое строительство. Говорить о завершении идейно-художественной перестройки Никитина еще преждевременно.

Библиография:

I. Камни, Рассказы, изд. «Алконост», П., 1922; То же, изд. «Былое», П., 1923; Американское счастье, Рассказы, изд. то же, П., 1922; Рвотный форт, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1922; То же, изд. 2-е, М. — Л., 1926; Бунт, Рассказы, изд. «Круг», М. — П., 1923; Ночной пожар, Берлин, 1923; Русские ночи, Берлин, 1923; Вещи о войне, Гиз, Л., 1924; Сейчас на Западе, Берлин — Рур — Лондон, изд. «Петроград», Л. — М., 1924; Полет, Рассказы, Гиз, Л., 1925; С карандашом в руке, Очерки и рассказы, Гиз, М. — Л., 1926; Лирическая земля, Рассказы и очерки, изд. «Мысль», Л., 1927; Могила Панбурлея, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1927; Обоянские повести, изд. то же, Харьков, 1928; Преступление Кирика Руденко, Роман, изд. то же, Харьков, 1928; То же, изд. 3-е, «Изд-во писателей в Ленинграде», Л., 1931; Собачий ящик, Повесть, изд. «Мысль», Л., 1928; Собр. сочин., изд. «Пролетарий», Харьков, 1928—1929 (вышли: т. I. Рвотный форт; т. II. Полет; т. VI. Преступление Кирика Руденко); Шпион, Роман, «ЗиФ», М., 1930; Шпион. — Линия огня. — Наивный Вениамин, ЛенГИХЛ, Л., 1932; Обоянь. Рассказы о войне, ЛенГИХЛ, Л., 1933 (здесь же и роман «Преступление Кирика Руденко»); Вредные мысли, статья в сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924; сб. «Как мы пишем», Л., 1930, стр. 107—123 (Н. о своем творчестве); сб. «Писатели», Под редакцией Вл. Лидина, изд. 2-е, М., 1928, стр. 236 (автобиографич. заметка).
       

II. Правдухин В., Пафос современности и молодые писатели, «Сибирские огни», 1922, IV (и в сб. «Литературная современность», М., 1924); Воронский А., Серапионовы братья, «Красная новь», 1922, III; Его же, На перевале, там же, 1923, VI (и в сб. «Искусство и жизнь» М., 1924); Волин Б., Клеветники, «На посту», 1923, I; Асеев Н., «Печать и революция», 1923, II; Соболев Ю., «Красная новь», 1923, I; Гольцев В., «Молодая гвардия», 1927, II (о «Рвотном форте»); Юргин Н., «Молодая гвардия», 1926, I; Губер Б., «Новый мир», 1926, VI (о «Полете»); Гольцев В., «Печать и революция», 1927, I; Беккер М., «Октябрь», 1927, III (о сб. «С карандашом в руке»); Эльсберг Ж., «На литературном посту», 1927, XV—XVI (о сб. «Лирическая земля»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VIII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X; Глаголев А., «Печать и революция», 1929, I (об «Обоянских повостях»); Палей А. Р., «Новый мир», 1928, VII; Оксенов И., «Красная новь», 1928, X (о «Преступлении Кирика Руденко»); Перимова Т., «Книга и революция», 1930, VIII; Николаева Т., «На литературном посту», 1930, IX; Мищихин В., «Сибирские огни», 1930, VII; «Книга — строителям социализма», 1931, № 17 (о романе «Шпион»); Гурвич А., Линия огня, «Советский театр», 1931, VII, и другие.
       

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, том I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Никитин Н. Н." в других словарях:

  • Никитин И. С. — Никитин И. С. НИКИТИН Иван Саввич (1824 1861) поэт и беллетрист. Р. в Воронеже в семье зажиточного мещанина, владельца свечного завода. Окончив в 1839 духовное училище, перешел в Воронежскую духовную семинарию, откуда был исключен «по… …   Литературная энциклопедия

  • Никитин —         Кинешемцев Гурий (умер в 1691), русский живописец. Жил преимущественно в Костроме, где руководил товариществом иконописцев. Росписи Никитина (совместно с С. Савиным) в Троицком соборе в Переславле Залесском (1662 68), в церкви Ильи… …   Художественная энциклопедия

  • Никитин И. Ф. — Никитин И. Ф. НИКИТИН Иван Федорович (1891 ) современный писатель. Р. в семье крестьянина бедняка. Член ВКП(б). Окончил литературное отделение Ленинградского университета. Писать начал с 1924 1925. В центре внимания Н. процессы социального… …   Литературная энциклопедия

  • Никитин М. А. — Никитин М. А. НИКИТИН Михаил Александрович (1903 ) современный писатель, принадлежит к сибирской группе советских писателей. Первый рассказ Н. «Золотой челнок» был напечатан в 1925 в журн. «Сибирские огни». Никитин по преимуществу очеркист. При… …   Литературная энциклопедия

  • Никитин И. Н. — Никитин, Иван Никитич Работы на Викискладе Иван Никитич Никитин (около 1680 не ранее 1742) русский живописец портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Биография Родился в Москве в семье священника, у него было два брата Роман и… …   Википедия

  • Никитин Ю. — Никитин, Юрий Александрович  писатель фантаст. Никитин, Юрий Сергеевич  писатель детективного жанра. Никитин, Юрий Михайлович  писатель прозаик …   Википедия

  • НИКИТИН — Афанасий (? 1474/75), тверской купец, совершивший путешествие в Персию и Индию (1468 74); на обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые заметки Никитина Хождение за три моря (Каспийское, Аравийское и Черное) ценный… …   Современная энциклопедия

  • НИКИТИН — Николай Васильевич (1907 73), российский ученый в области строительных конструкций. Участник создания МГУ на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве и др. Автор проекта и главный конструктор Останкинской телевизионной башни в Москве… …   Современная энциклопедия

  • Никитин — (Афанасий) тверской купец, описавший свои странствования поПерсии и Индии в любопытном дневнике, известном под загл. НаписаниеОфонаса тферитина купца, что был в Индеи четыри года, a xoдил,сказывают, с Васильем Папиным . Это написание внесено в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Никитин — (иван Саввич) талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт.1824 г., в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии. Отец,в начале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына вуниверситет, но дела его расстроились, и H.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Никитин Н. Н.» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.