- Неруда
- Неруда
-
НЕРУДА Ян (Neruda, 1834—1891) — видный чешский писатель. Р. и жил в Праге. Его сотрудничество в альманахе «Лада Ниола» — «Кладбищенские стихи» (Hrbitowni kviti, 1858) — создало ему крупное литературное имя. Но как сложившийся поэт Н. выступил несколько позже. В 1868 появилась его «Книга стихов» (Knihy versu), в 1878 — «Космические песни» (Kosmicke pisne), в 1883 — «Баллады и романсы» (Ballady a romance) и «Простые мотивы» (Proste motifi), относящиеся к значительным произведениям чешской литературы.
Выступление и деятельность Яна Неруды относятся к эпохе бурного роста чешской промышленности, к эпохе борьбы буржуазии за национальную буржуазную культуру. Выразительницей буржуазно-либеральных идей явилась прогрессивно-либеральная младочешская партия (1863), сторонником к-рой Н. был все время. Поэтому основные идеи этого движения — борьба с политической и культурной реакцией, продолжавшейся после революции 1848, борьба с клерикализмом и германизацией — нашли свое выражение в произведениях Н. Его талантливые художественные фельетоны-рассказы («Malostranske povidky», 1878), основными героями к-рых являются пражские бюргеры, и его более отвлеченные «Космические песни» отражают мировоззрение выходивших на общественную арену вследствие бурного промышленного развития новых слоев чешской буржуазии.Библиография:I. Переводы рассказов Н. на русск. яз. — в «Славянской беседе», 1888, «Славянском обозрении», 1892, №№ 2, 3 и 7—8, и др. изд. Перевод нескольких стихотворений (Н. Новича) — в «Петербургской жизни», 1897, «Славянских известиях», 1906—1907. Сочин., 13 тт., Прага, 1892—1905 (новое изд., Под редакцией И. Германа, 41 т., Прага, 1906—1915).
II. Степович А., «Чтения в об-ве Нестора летописца» (Киев), 1893, VII; «Славянские известия», 1891, №№ 34, 36 и 37; Krejci F. V., Jan Neruda, Pr., 1902; Salda F. X., Bojozitren, Pr., 1905; Novak A., J. Neruda, изд. 3-е, Pr., 1921.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Неру́да
-
(Neruda) Пабло (настоящее имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто; 1904, Парраль – 1973, Сантьяго-де-Чили), чилийский поэт и общественный деятель. Сын железнодорожного служащего. Учился в ун-те Сантьяго. В 1927—34 гг. на дипломатической работе в странах Азии и в Аргентине, в 1934—37 гг. – в Испании; в 1940—43 гг. посол Чили в Мексике. В 1945 г. вступает в Коммунистическую партию Чили. В 1949—52 гг. жил в эмиграции в Европе и Азии; несколько раз побывал в СССР. В 1921 г. опубл. стихотворение «Праздничная песня», получившее первую премию на студенческом литературном конкурсе; в 1932 г. – цикл «Собрание закатов». Цикл «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924), с пронзительной остротой раскрывающий трагедию одиночества человека во враждебном ему мире, сделал имя поэта знаменитым в Чили и за пределами страны. В сборнике «Местожительство – земля» (кн. 1–2, 1933—35) доминировали мотивы хаоса и разрушения, гротескно-уродливого несоответствия роскоши и нищеты, выраженные новаторски-смелыми стихами, полными произвольных ассоциаций (что делало поэзию Неруды трудной, «закрытой» для лёгкого понимания – «герметической»).
П. Неруда
Пламенным антифашистским пафосом проникнуты книга стихов «Испания в сердце» (1937) и две «Песни любви Сталинграду» (1942—43). Убеждённость Неруды в том, что «поэт должен стать летописцем эпохи», рождает поэму о судьбах Латинской Америки – «Всеобщая песнь» (1950), которую автор называл своей «самой объёмной и горячей книгой». В различных циклах и сборниках стихов 1950-х – нач. 1970-х гг., автобиографической поэме «Мемориал Чёрного острова» (1964), мемуарах «Признаюсь, я жил» (опубл. в 1974) – раздумья о смысле жизни, любовная лирика, образы родной природы, отклик на политические катаклизмы века. Проблемы насилия и любви, человеческого достоинства и права на бунт – в широко известной драме Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1967). Эксперимент и традиция, планетарная масштабность и доверительная интимность, опора на мировую культуру и нац. колорит, сплав мифа и реальности в творчестве Неруды предвосхитили многие достижения латиноамериканской литературы 20 в., в т. ч. «магический реализм» Г. Гарсия Маркеса. Нобелевская премия (1971).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.