Нар-Дос


Нар-Дос
Нар-Дос

       
НАР-ДОС (1867—1933) (псевдоним Микаэла Ованисьяна) — современный армянский писатель. Р. в Тифлисе в семье мелкого торговца. В течение 40 лет работал корректором (до 1930). С начала издания газ. «Нор-Дар» (1884) состоял секретарем редакции и одним из ее активных сотрудников. В 1931, при 45-летнем юбилее его лит-ой деятельности, Н.-Д. получил звание заслуженного писателя.
       Творчество Н.-Д. отражало быт различных слоев городской мелкой буржуазии. К раннему этапу его творчества относятся мелкие рассказы, написанные в 1888—1894, впоследствии вошедшие в переработанном виде в сборник рассказов «Мер Тахы» (Наш квартал, изд. 1926). В них отображалась жизнь одной из окраин Тифлиса — Авлабара. Перед читателем развертывается картина мрачного семейного быта и нравов разорившихся кустарей-ремесленников предместья. Угнетенным и отверженным героям противопоставляются сытые буржуа и их прислужники — попы, архимандриты, гадалки, подрядчики, полицейские. Выходец из мелкой буржуазии, Н.-Д. всецело на стороне погибающих отщепенцев.
       Произведения Н.-Д. более позднего периода вводят нас в круг мещанской мелкобуржуазной интеллигенции. Перед читателем проходит довольно пестрая галерея типов. Большинство из них — искалеченные буржуазным воспитанием и не приспособленные к жизни «лишние люди», ограниченные и безвольные. Свое безделие и беспомощность они прикрывают философией пессимизма (Шахян — в романе «Смерть», Анна Сароян — в одноименной повести в письмах и др.). Наряду с ними показываются и ловкие приспособленцы, эгоисты, фразеры и прожигатели жизни (Базенян — «Смерть», Тусян — «Убитый голубь»). Реже у Н.-Д. обрисовывались положительные типы из трудовой интеллигенции, чуждые однако революционной борьбе, ограничивающие себя культуртрегерством (сельский педагог-агроном Минасян-Ашхен, городская учительница Саакян — роман «Смерть»). Особое внимание уделял Н.-Д. критике буржуазной семьи, «пошлой буржуазной морали». Но и тут Н.-Д. не вскрывал классовой сущности, писатель отмечал лишь влияние воспитания, религии, традиций. Его женщины, борющиеся за свое раскрепощение, не выходят за рамки буржуазной эмансипации. Выход из капиталистического ада Н.-Д. искал в культурной работе. Полным отсутствием революционных перспектив объясняется безысходный пессимизм, которым поражены многие его герои. Писатель прошел мимо зарождавшегося революционного движения рабочего класса 90-х гг. и революции 1905.
       Послереволюционные рассказы Н.-Д. «Человек на костылях» и «Бесследно исчезнувший» направлены против мировой бойни 1914. Последующая книга «Я и он» наметила начало поворота в мировоззрении писателя в смысле освоения завоеваний революции. В последние годы Н.-Д. работал над большим романом «Нор Мард» (Новый человек) из истории империалистической войны. В этом произведении он пытался осветить события под углом зрения классовой борьбы. Отрывки романа опубликованы в журнале «Лусабац».
       По своему художественному методу Н.-Д. — писатель-реалист, достигший большого мастерства в обрисовке персонажей.

Библиография:

I. На армянском яз.: Правдивый друг, Рассказ, Тифлис, 1886; Наш квартал, Сборн. рассказов, написанных за период 1886—1894, изд. 2-е, Арменгиз, Эривань, 1926; Анна Сароян, Повесть, Тифлис, 1890; Дочь моей хозяйки, Рассказ, Тифлис, 1902; Новорожденный ребенок, Вараршапат, 1904; Один из тяжелых дней, Рассказ, Тифлис, 1904; Борьба, Роман, Тифлис, 1911; Смерть, Роман, Тифлис, 1912; Исчезнувший бесследно («Аннет Корац»), Рассказ, газ. «Ашхатавор», Тифлис, 1919; Убитый голубь, Рассказ, издание 2-е, Арменгиз, Эривань, 1929; Человек на костылях. Переведено на русский язык: Анна Сароян, Повесть в письмах, Тифлис, 1902; Опоп; О том, что случилось после того, как в сахарнице нехватило трех кусков сахару. Смерть, Роман, перевод и предисловие А. Тер-Мартиросьяна, ГИХЛ, Москва — Ленинград, 1931.
       

II. На армянском яз.: Тертерян А., Творчество Нар-Доса, Тифлис, 1913; Его же, Предместье большого города в произведениях Нар-Доса, Предисл. к сб. рассказов «Наш квартал», Эривань, 1926, стр. 5—15; Овакимян А., Нар-Дос, Критико-биографический очерк, см. Армянская литература, Арменгиз, Эривань, 1926; Сурхатян, 45-летие литературной деятельности Нар-Доса, Ст. в газ. «Пролетар», Тифлис, 1931, № 134; Вартанян, К 45-летней литературной деятельности Нар-Доса, газ. «Пролетар», Тифлис, 1931, № 136; Статьи в литературно-художественном приложении к газ. «Пролетар» «Гракан аршав», №№ 10—11, посвященном юбилею Нар-Доса, Тифлис, 1931; Овакимян А., Творческий путь Нар-Доса. На русском яз.: Веселовский Ю., Русское влияние в современной армянской литературе, М., 1909, стр. 31—33.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Нар-Дос" в других словарях:

  • Нар-Дос — Նար Դոս Имя при рождении: Оганисян Мик …   Википедия

  • Нар-дос — [1867 1933] (псевдоним Mикаэла Ованисьяна) современный армянский писатель. Род. в Тифлисе в семье мелкого торговца. В течение 40 лет работал корректором [до 1930]. С начала издания газ. Нор Дар [1884] состоял секретарем редакции и одним из ее… …   Википедия

  • Нар-Дос — настоящие имя и фамилия Микаэл Захарович Ованисян (1867 1933), армянский писатель. Жил в Грузии. Тема отверженности, страданий человека в бездушном мире прагматизма в повести «Ана Сароян» (1888), цикле новелл «Наш квартал» (1888 1894), романах… …   Энциклопедический словарь

  • НАР-ДОС — (наст. имя и фам. Микаэл Захарович Ованисян) (1867 1933) народный писатель Армении (1927) и Грузии (1927). Цикл новелл Наш квартал (1888 94), социальный роман Смерть (1912), повесть Без вести пропавший (1930) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нар-Дос — (наст. имя и фам. Микаэл Захарович Ованисян) (1867–1933), арм. писатель. Жил в Грузии. Тема отверженности, страданий человека в бездушном мире прагматизма в пов. Анна Сароян (1888), цикле новелл Наш квартал (1888–94), ром. Борьба (1911) …   Биографический словарь

  • НАР-ДОС — (наст. имя и фам. Микаэл Захарьевич Ованисян) (1867—1933), армянский советский писатель, народный писатель Армении (1927) и Грузии (1927). Ром. «Борьба» (1911), «Смерть» (1912), «Новый человек» (отд. изд. 1935). Пов. «Анна Сароян» (1888), «Я …   Литературный энциклопедический словарь

  • Нар-Дос — [1867 1933] (псевдоним Mикаэла Ованисьяна) современный армянский писатель. Род. в Тифлисе в семье мелкого торговца. В течение 40 лет работал корректором [до 1930]. С начала издания газ. "Нор Дар" [1884] состоял секретарем редакции и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Нар-Дос — (наст. имя и фам. Микаэл Захарьевич Ованисян; 1867–1933) – арм. писатель. Нар. писатель Армении и Грузии (1927). Род. в бед. семье продавца шерсти. Работал корректором, секр. редакции. Н. Д. завоевал признание повестью «Анна Сароян» (1888). Автор …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Нар-Дос — (псевдоним; настоящая фамилия и имя Ованисян Микаэл Захарьевич)         [1 (13).3.1867, Тбилиси, 13.7.1933, там же], армянский советский писатель, народный писатель Армении и Грузии (1927). Был секретарём редакции газеты «Нор дар» («Новый век», с …   Большая советская энциклопедия

  • НАР-ДОС — (наст. имя и фам. Микаэл Захарович Ованисян) (1867–1933), арм. писатель. Жил в Грузии. Тема отверженности, страданий человека в бездушном мире прагматизма в пов. Анна Сароян (1888), цикле новелл Наш квартал (1888–94), ром. Борьба (1911) …   Биографический словарь

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.