- Апулей
- Апулей
-
АПУЛЕЙ Люций (II в. христ. эры) — древне-римский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс интеллигенции, эпоха застоя творческой мысли, мистики и суеверий, философско-литературного эклектизма и архаизма, т. е. романтического возвращения к языку древнейших литературных образцов. А. родился в г. Мадавре в Сев. Африке и принадлежал к аристократическому роду. Получив в Карфагене блестящее образование, он много путешествовал по Востоку, Греции и Италии. А. был поэт, ритор-софист, философ и даже слыл (особенно после смерти) магом и волшебником. Он считал себя мастером всех литературных жанров: писал стихи, диалоги, речи и т. д.; частично сохранился сборник его риторических декламаций на разные темы («Florida» — «Цветы»). Философ-идеалист и эклектик, он популяризировал в своих сочинениях греческих философов, особ. Платона и Аристотеля (сохранились три его философских трактата). Суеверия эпохи ярко отразились в его сохранившейся до нас «Апологии», — речи, произнесенной им в свою защиту по поводу обвинения его в волшебстве. Имя в мировой литературе А. приобрел своим романом — «Метаморфозы» или «Золотой осел»; здесь оккультизм эпохи сочетался с восточной фантастикой. Содержание романа — всевозможные приключения осла, в к-рого в доме одной волшебницы был обращен герой романа Люций. Самая яркая часть этого романа — большая новелла — сказка о любви Амура и Психеи, — о том, как сам бог любви Амур (см.) влюбился в смертную красавицу Психею и как после долгих перипетий состоялось на небе их бракосочетание. В основе всего романа лежит ионийская новелла; его стиль — витиеватый, так наз. «азианский» (азиатский) модный стиль эпохи, получивший в обстановке восточной роскоши господствующего класса еще больше изнеженности и слащавости; яз. архаизован в духе времени. Впоследствии сделалась особенно популярной сказка об Амуре и Психее; она вдохновляла и позднейших художников (Рафаэля, Канову и др.) и писателей разных стран. В Германии в XVIII в. ее переработал Виланд (и у Гёте «Амур и Психея»; несомненно и влияние образа Психеи на его Гретхен). В XIX в. известны переработки Гамлинга и некоторых других менее значительных немецких писателей. Во Франции еще в XVII в. ее переделывал Ла Фонтэн, роман к-рого послужил образцом в России для Богдановича (поэма «Душенька», 1775). В новой поэзии можно указать на стих. Вал. Брюсова «Психея».Библиография:
Амур и Психея, Золотой осел, пер. Соколова, СПБ., 1895; изд. 2-е, СПБ., 1899.
II. Андерсон, Роман А. и народная сказка, Уч. зап. Каз. ун-та, 1909–1910; Нажотт, История латинской литературы, М., 1914; Дератани, История древнеримской литературы, М. — Л., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Апуле́й
-
(apuleius), полное имя – Луций Апулей (ок. 125, Сев. Африка – ок. 180, Карфаген), римский писатель. Получил образование в Мадавре, Карфагене и Афинах, где познакомился с греч. литературой и философией, прежде всего с учением Платона. В Риме был юристом, по возвращении в Карфаген, где провёл остаток жизни, – ритором (учителем красноречия), а потом жрецом. Интересовался магией, мистериями. Женившись на богатой вдове, Апулей был обвинён её родственниками в том, что внушал женщине страсть с помощью магии. Оправдательная речь писателя на суде сегодня известна как «Апология, или О магии». Сохранились также некоторые философские и риторические сочинения, в их числе: «Об учении Платона», «О боге Сократа», «О мире», «Флориды» («Цветник»).
Основное произведение, прославившее Апулея, – авантюрно-сатирический роман в 11 книгах «Метаморфозы» (значительно позднее получил второе название – «О золотом осле»), написанный риторически украшенным слогом. В нём автор повествует о злоключениях некоего Луция, который после превращения в осла претерпел много бед и страданий, но был спасён богиней Изидой и стал её жрецом. Считают, что роман отчасти является аллегорией, рассказывающей о жизни самого автора, его духовном становлении. В романе около 20 вставных новелл, в основном любовных. Самая известная и них – об Амуре и Психее. Её сюжет позднее отразился в повести Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», а также в сказочной поэме И. Ф. Богдановича «Душенька».
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.