- Мора
- Мора
-
МОРА (латинск.), или протос хронос (греческ.) — единица отсчета времени в стихе у античных теоретиков метрики. За М. принимается время, потребное для произнесения краткого слога /U/, а длительность долгого слога /—/ определяется в две М. Соответственно этому античная метрика знает стопы: двухморные — пиррихий /UU/; трехморные — ямб /U—/, трохей /—U/, трибрахий /UUU/; четырехморные — дактиль /—UU/, анапест /UU—/, спондей /— —/ и т. д. Совместность различных вариаций чередования слогов в стихах одинаковой структуры, так наз. ипостаса одной стопы другой, напр. дактиля /—UU/ спондеем /— —/, объясняется их равноморностью (в данном случае обе стопы четырехморны). Понятие «М.» играло большую роль в ритмико-метрических построениях школы Вестфаля, стремившейся отыскать в античных размерах постоянные изохронные такты, но теоретически оно возбуждает очень серьезные сомнения, поскольку длительность кратких слогов всех типов не могла быть постоянной единицей, а ритмическое движение античного стиха могло осуществляться и независимо от изохронности частей стиха (см. Стихосложение античное).Библиография:
Christ W., Metrik der Griechen, 1879; Pleosis F., Traite de metrique grecque et latine, 1889; Cornu J., Beitrage zur lateinischen Metrik, 1908.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Мора
-
МОРА — у римлян, хронос протос у греков, матра у индусов — есть означение времени, потребного для того, чтобы пропеть краткий слог. Это была первичная единица квантитативного стиха, так сказать его атом. Неделимость моры создает известную правильность и простоту греческой нотации, которую вообще нельзя рекомендовать, так как современные нотные означения проще и удобнее. Все остальные элементы квантитативного стиха были кратными море, долгий слог равнялся двум кратким или двум морам, были слоги длительности и большей; так, хронос-трисемос равнялся трем морам, хронос тетрасемос — четырем, хронос-пентасемос — пяти. Пауза (хронос-кенос) или лейма измерялась также морами. Но, несмотря на условие атомистичности моры, существовали слоги, долгота которых измерялась временем, которое было или несколько больше моры, или несколько больше двух мор; такие стопы называются иррациональными, в отличие от рациональных, которые были всегда кратны море. Поскольку существовало такое предварительное условие, долгие слоги могли быть растянуты (диализ) на два кратких, два кратких стянуты (синерез) в один долгий. То-есть, дактиль мог обратиться в спондей, трохей в трибрахий, пэан первый в бакхий и т. д. Иррациональные стопы, например, циклический дактиль, где долгий слог был несколько длиннее двух мор, а первый краткий несколько меньше моры, или иррациональный спондей трохеического стиха, где оба слога были несколько длиннее двух мор.
С. П. Б. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.