Монолог

Монолог
Монолог

       
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. — так наз. обращенного М. (Du-monolog), как напр. речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах. По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. обр. изучение М. должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога.
       Исходная и первоначальная задача М. — информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М. последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.
       Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scenes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. использовала гл. обр. коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т. д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. революционной буржуазии XVIII в. сменяется здесь М. эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного «романтического» сознания.
       Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста; в эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии «малых» жанров (шкволь, скэтч и т. д.). Развивавшееся в нач. XX в. учение о монодраме (см.) Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М. в некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля).
       В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы.

Библиография:
Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, «Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. III, кн. I, Л., 1930; Grimm J., uber den Personenwechsel in der Rede, «Kleine Schriften», 1855, III; Dusel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897; Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902; Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, «Snakespearisches Jahrbuch», 1903, XXXIX; Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907; Leo F., Der Monolog im Drama, 1908; Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908; Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909; Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911; Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912; Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914; Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914; Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914; Knuppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914; Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923; Schadewaldt W., Monolog und Selbstgesprach, 1926.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

моноло́г
(греч. monos – один и logos – слово, речь), развёрнутое и тематически обособленное высказывание персонажа в эпосе или драме, а также героя лирики. В драме часты монологи условные (обращённые к зрителям). В эпосе – как внешние (обращения к собеседникам персонажа), так и внутренние (обращения героя к самому себе, воспроизводящие перед читателями работу его сознания). Все произведения лирики являются, по существу, монологами лирического героя. В принципе, любой монолог (независимо от рода произведения) содержит элементы скрытого диалога, проявляющиеся в виде риторических вопросов (в монологе Гамлета «Быть или не быть?..») или риторических обращений (в элегии А. С. Пушкина «К морю»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Монолог
МОНОЛОГ. Монологом называется речь — ряд предложений — одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр-репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной драматической сцены. По динамической своей структуре хорошо написанный монолог, развивающийся в виде отдельной сцены, есть тот же диалог — только с незримым партнером. Это — либо обращение к отсутствующему: «Ты заснешь надолго, Моцарт...» (Пушкин — «Моцарт и Сальери»); либо обращение к силам природы, к богу, к судьбе и т. п., как напр., тирады короля Лира в степи, взывающие к ветрам и т. п. — или восклицания Карла Моора («Разбойники» — Шиллера): «О ты, триединый бог» и т. д.; либо репетиция воображаемого диалога; как, напр., мечты Хлестакова в «Ревизоре» и «К дочери какой-нибудь хорошенькой подойдешь... Сударыня, как я... и т. п.», либо монолог есть борьба с самим собой — воздействия на самого себя. Таковы, напр., монологи Гамлета: «Что ей Гекуба...» «А я»... и т. п. — самоподхлестывание, самовозбуждение воли. — В виде монологов развиваются часто сцены παθος'а (термин Аристотеля), сцены бурного страдания, следующие за катастрофой. Длительное общение с незримыми партнерами или с самим собой (раздвоение воли) неестественно для человека нормального; целая пьеса, построенная в виде монолога, изображает, обычно, человека ненормального (напр., инсценировка «Записок сумасшедшего» Гоголя). В последние годы появился новый тип пьес, построенных в виде разговора по телефону (напр., «Беглец» Витфогеля). Такую пьесу нельзя счесть монологом; здесь партнер неслышен для зрителей, но говорящий по телефону своего партнера воспринимает конкретно. Здесь прямой диалог, изображенный автором односторонне: весьма трудная и эффектная сценическая задача.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Монолог" в других словарях:

  • МОНОЛОГ — (греч., от monos один, и lego говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • монолог — речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 • монолог исповедь (1) • …   Словарь синонимов

  • монолог — а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Монолог —     МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… …   Словарь литературных терминов

  • МОНОЛОГ — (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев …   Современная энциклопедия

  • МОНОЛОГ — (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОНОЛОГ — «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… …   Энциклопедия кино

  • Монолог — речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • "Монолог" — «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… …   Лермонтовская энциклопедия

  • монолог — (неправильно монолог) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»