- Минский
- Минский
-
МИНСКИЙ Н. (1855—) (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) — поэт. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1879. Один из организаторов и деятельных участников «Религиозно-философского общества». Под влиянием революции 1905 Минский предоставил имевшееся у него разрешение на издание газеты большевикам. Однако, подписывая первую легальную большевистскую газету «Новая жизнь» в качестве редактора-издателя, фактического участия в редактировании ее, в особенности после приезда Ленина, М. не принимал (см. Воспоминания Л. Красина, М. Литвинова и др., «Новая жизнь», полный текст, Л., 1925). В связи с редактированием «Новой жизни» М. был привлечен к суду по обвинению в призыве к «ниспровержению существующего строя», арестован и эмигрировал за границу, где находится и по настоящее время.
Литературная эволюция М. отражает путь части мелкобуржуазной интеллигенции, колебавшейся между реакцией и революцией, буржуазией и «народом», с очевидным перевесом в сторону первой. М. начинает «гражданскими стихами», окрашенными в резко выраженные либерально-«народнические» тона. М. этого периода является типичным подражателем Некрасова. Однако над мотивами «мести» в его поэзии преобладают мотивы «печали», бессилия, разочарования в народе и его силах, бездорожья. Поэт слагает свои песни от имени «больного поколения», к-рое «не может найти в своем сердце злобы» и «полное сомнений и печали» «стоит на распутьи, не зная пути». Эпитет «больной» — его излюбленный эпитет. В этой болезненности уже содержатся элементы будущего декадентства М., — недаром одна из самых популярных гражданских «поэм» его «Белые ночи», написанная за два года до 1 марта 1881, была любимым произведением Бальмонта и Сологуба. Разгром «Народной воли» и жестокая правительственная реакция 80-х гг. усугубляют кризис «народнической идеологии» М. В 1884 в киевской газ. «Заря» № 193 он печатает нашумевший фельетон «Старинный спор», в к-ром решительно выступает на стороне защитников чистого искусства. В своем дальнейшем творчестве М. делается одним из самых воинствующих провозвестников антиобщественности, индивидуализма, «самообожествления», «оргиазма», эротики, являясь первым по времени основоположником русской «новой поэзии» — декадентства, символизма. М. создает полуфилософские, полурелигиозные «трактаты» — «При свете совести — мысли и мечты о цели жизни», «Религия будущего» — оригинальную метафизическую концепцию так наз. «мэонизма» (от греческого μηον — несуществующее), представляющую характерный сплав пережитков народнических настроений (темы «совести», «жертвы») с идеями Ницше и причудливыми построениями восточной мистики. «Мэонизм» — религия небытия — сыграл весьма видную роль в развитии «новой поэзии», явившись, по меткому выражению Плеханова, «евангелием от декаданса» — своеобразной попыткой подвести теоретическую базу под комплекс настроений и чувств так. наз. «старшего поколения» русских символистов (см. Символизм). Революционная волна 1905 на короткое время увлекла М.: он опубликовывает в «Новой жизни» стихотворный «Гимн рабочих», начинающийся словами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Однако перед лицом разрастающейся революции М. начинает испытывать характерный буржуазный «страх за судьбу культуры» (это же чувство вселяет в него позднее и Октябрьская революция). В драматической трилогии «Железный призрак», «Малый соблазн» и «Хаос», опубликованной им в 1909—1912, он выдвигает особую доктрину «социал-гуманизма», равноправного союза между «детьми Вулкана» и «детьми Прометея» — рабочими и старой, якобы бесклассовой, творческой, технической интеллигенцией. Буржуазная природа социал-гуманистических идей М. до конца обнаружилась после Октябрьской революции, когда статьи М. на эту тему во французской прессе встретили самый сочувственный отклик со стороны одного из вождей французского соглашательства — Альбера Тома.
Углубленная философская насыщенность стихов М. обеспечивает ему особое место в ряде других представителей русского символизма. Но соответствующей поэтической формы выработать ему не удалось. Это делает поэзию М. исторически-промежуточным явлением между поэтами восьмидесятниками и поэтическим творчеством так наз. «младших символистов» — Бальмонта, Брюсова, Блока, Андрея Белого.Библиография:
I. Полное собр. стихотв., изд. 4-е, 4 тт., СПБ, 1907; При свете совести, изд. 2-е, СПБ, 1897; Альма, Трагедия в 3 д., СПБ, 1900; Религия будущего (Философские разговоры), СПБ, 1905; На общественные темы, изд. 2-е, СПБ, 1909; Малый соблазн, Пьеса в 4 д., СПБ, 1912; От Данте к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Из мрака к свету, Избранные стихотворения, Берлин, 1922; Автобиография, «Новая русская книга», Берлин, 1922, № 8.
II. Шулятиков В., Этапы новейшей русской лирики, в сб. «Из истории новейшей русской литературы», М., 1910; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях, Сочин., т. XVII, Гиз, М., 1924; Русская литература XX в., Под редакцией проф. С. А. Венгерова, т. I, изд. т-ва «Мир», М., 1914 (ст. ст. С. А. Венгерова, Г. Я. Полонского, Э. Л. Радлова; здесь же в т. II (М., 1915) полная библиография до 1914, сост. А. Г. Фоминым).
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Ми́нский
-
(настоящая фамилия Виленкин) Николай Максимович (1855, с. Глубокое Виленской губ. – 1937, Париж), русский писатель.
Н. М. Минский
Вырос в Минске (отсюда псевдоним); окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1879). Печатался как поэт с 1876 г. Приобрёл известность либерально-народническими стихами, написанными под влиянием Н. А. Некрасова и А. Н. Плещеева, но предвосхищающими декаданс мотивом болезни времени, человека, общества. Популярными были поэмы «Белые ночи» (1879), «Гефсиманская ночь» (1884), «Счастье Прометея» (1887) и др. Сюжет поэмы «Последняя исповедь» (1879) использовал И. Е. Репин в картине «Отказ от исповеди перед казнью» (1879—85). Статья «Старинный спор» (1884) стала манифестом декадентства: Минский, как он сам писал позднее, «всенародно отрёкся от «чувствительных и тёплых слов» любви к людям, поднял знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма». В трактатах «При свете совести» (1890), «Религия будущего» (1905) и др. Минский излагает своё учение «меонизм» (от греч. «меон» – несуществующее): отрицание возможности познания Бога, растворённого во всей Вселенной, и неосуществимость стремления к идеалу. Вместе с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус и В. В. Розановым Минский становится инициатором «Религиозно-философских собраний» в Петербурге (1901—03). Сборник «Новые песни» (1901) оказался созвучен философской лирике символизма. Эклектизм взглядов Минского обусловил его призыв в период революции 1905—07 гг. к «союзу между символизмом и революцией». В 1905 г. Минский предоставил право на издание своей газеты «Новая жизнь» большевикам: здесь были напечатаны программная для «тенденциозного» искусства статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», «Гимн рабочих» («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), сделанный Минским перевод «Интернационала». Как редактор газеты писатель был обвинён в «призыве к ниспровержению существующего строя» и арестован; в 1906—13 гг. жил в Париже. В марте 1914 г. после помилования вернулся на родину, с началом 1-й мировой войны стал военным корреспондентом во Франции, с того же года – эмигрант. В 1917—22 гг. читал лекции «о союзе между умственным и физическим трудом», работал в советском полномочном представительстве в Лондоне. В эмиграции с ним жила подруга со времён юности и жена (с 1925) – литературовед З. А. Венгерова. Среди произведений Минского драматическая трилогия «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910) и «Хаос» (1912) – о непреодолимой власти вещей, подчиняющих себе человека и убивающих его идеалы; сборник избранных стихов «Из мрака к свету» (1922), мистерия «Кого ищешь?», литературно-философский труд «От Данте к Блоку» (оба – 1922).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.