Микитенко

Микитенко
Микитенко

       
МИКИТЕНКО Иван Кондратьевич (1897—) — современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую литературу. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей. Р. в местечке Ровном (на Зиновьевщине) в середняцкой крестьянской семье, окончил военно-фельдшерскую школу и Харьковский мединститут. В империалистическую войну был на фронте, после Февральской революции активно работал в революционных полковых комитетах. Начал писать в 1920 революционные пьесы-агитки и стихи.
       В своих ранних произведениях (1923—1924, 1925) — пьесках, инсценировках, частушках, фельетонах, очерках и стихах — М. клеймит все старое, отжившее, классово враждебное, он полон глубокой веры в победу революции. На раннем этапе своего творчества М. ограничивается сельской тематикой, особенно большое внимание уделяя вопросам классовой борьбы на селе. Показ этой борьбы дан в большой поэме «Огні», где в лице Олени выявлен образ женщины, активной участницы революции. В пьесах «На родючій землі», «Іду» (написанных в 1925) выступают две борющиеся силы — коллектив, коммуна, и мир старый в лице кулаков Булки, Ступи и ряда подкулачников. Идейная направленность этих пьес — борьба за середняка, за культурные силы (в лице интеллигента — агронома Родиона). Невзирая на все козни классового врага — кулака, новое все же побеждает. Любимые герои ранних пьес-агиток и стихов М. — сельские бедняки, являющиеся опорой пролетариата в его борьбе за социализм; к ним он апеллировал в своих страстных призывах к борьбе за коллективную жизнь. Следует отметить, что ранние произведения Микитенко содержат элементы крайнего схематизма, но своей актуальностью, классовой целеустремленностью они все же сыграли положительную политически-воспитательную роль.
       К прозе М. перешел в 1924. В первом сборнике своих рассказов «На сонячних гонах» (1926) Микитенко продолжает развивать сельскую тематику. В рассказах «Будні», «Нуник», «На сонячних гонах», «3 горячих днів» писатель выявляет своеобразные формы классовой борьбы на селе. Он не только ставит, но и разрешает в классовом разрезе социальные проблемы, связанные с преодолением крестьянской косности и ограниченности. С 1927 Микитенко переходит к разнообразной городской и отчасти рабочей тематике («Брати»). Второй сборник его рассказов и новелл «Вуркогани» (1928), отличающийся четко выраженной социально-классовой устремленностью, показал, что писатель становится на путь пролетарского творчества. М. выступает в качестве не пассивного наблюдателя, но активного пролетарского идеолога. В своем рассказе «Брати» М. стремится показать, как крестьянин Никанор, близко знакомящийся с заводской жизнью, с рабочим коллективом на заводе, постепенно изживает свои консервативные взгляды на город, начинает верить в руководящую роль рабочего класса. И в ряде других рассказов, где писатель показывает элементы новой психологии на селе («Витяг з протоколу»), в повести о беспризорных («Вуркогани»), в произведениях, вскрывающих противоречия между двумя лагерями провинциальной интеллигенции («Антонів огонь», «Гангрена» и др.), выдвинуты проблемы, связанные с ведущей пролетарской идеологией. Нельзя однако пройти мимо целого ряда недостатков в творчестве М.: если в «Братах», этюде «Над морем» еще заметны элементы сентиментализма («Антонів огонь»), то в новелле «Homo sum» Микитенко явно сбивается на путь чрезмерного психологизма.
       Ценными образцами пролетарского творчества (в прозе) реконструктивного периода является у М. «13 весна» — очерк о развернутой деятельности первой ячейки сплошной коллективизации на Украине (Баштанки на Николаевщине) и «Голуби мира» (литрепортаж).
       Значительна роль М. в украинской пролетарской драматургии; его пьесы «Диктатура», «Кадри», «Справа чести» нанесли удар буржуазной и мелкобуржуазной драматургии. Они привлекли к себе внимание рабочего зрителя не только на Украине, они вошли в репертуар театров и других советских республик. В пьесе «Диктатура» (1929) М. показывает ожесточенную классовую борьбу пролетарской диктатуры за хлеб. Он рисует бешеное сопротивление кулачества всем мероприятиям советской власти на селе. Основное достоинство пьесы в том, что конкретные факты борьбы за хлеб социально обобщаются и вырастают в проблему роли рабочего класса как гегемона в классовой борьбе, в строительстве социализма. Выделяя роль бедноты в деревне, Микитенко не сумел создать выдержанный тип бедняка. Пьеса «Кадри» показывает творческий рост М. Актуальность темы, высокая художественность, активное большевистское отношение автора к поставленной проблеме обеспечили ей небывалый успех. М. первый в украинской художественной литературе поставил проблему подготовки кадров, проблему борьбы за эти кадры. Герои пьесы — пролетарское студенчество восстановительного периода. Есть в пьесе и промахи; дав в «Кадрах» картины классовой борьбы рабочей и бедняцкой молодежи села в вузе, выявив диференциацию научных сил, М. не избежал схематичности: вуз показан как бы оторванным от пролетарской общественности. Для пьесы «Справа чести» — на тему о борьбе за уголь в Донбассе — характерны: показ интернациональной солидарности мирового пролетариата в борьбе за СССР, разработка проблемы овладения техникой в связи со сложным диалектическим процессом перевоспитания человека. Слабо очерчены помзавшахты Штандаренко и правый оппортунист Мохов. Одно из самых последних произведений Микитенко — пьеса «Девушки нашей страны». Пьеса дает ряд эпизодов из жизни и борьбы комсомольской бригады ударников. Основная идея пьесы — торжество коллективного начала над узкоиндивидуалистическим. К недостаткам ее следует отнести чрезмерную эпизодичность событий, схематизм в обрисовке персонажей. Особенность пьесы — ее революционно-романтическая направленность.
       В творчестве Микитенко реализм сплетается с романтизмом, проявляющимся нередко в трактовке сюжета и принимающим иногда сентиментальную окраску. Писатель, тесно связанный с социальной действительностью, чутко реагирующий на обострение классовой борьбы, в основном придерживается реалистической манеры изображения персонажей и выявления художественных образов. Он культивирует краткий сжатый диалог, усиливающий динамичность произведения, — диалог, непосредственно вырастающий из социальной ситуации и способствующий дальнейшему ее развитию. Язык персонажей М. выразителен, социально диференцирован, отражает языковые особенности, характерные для различных изображаемых писателем социальных слоев.
       В целом творческий путь М. — путь борьбы за пролетарское искусство.

Библиография:

I. Твори, т. I, ДВОУ, 1932. На русский яз. переведены: Уркаганы, Сб. рассказов, перев. Э. Г. Григорьева, Харьков, 1929; То же, М. — Л., 1931; Голуби мира, Поездка за границу, перев. П. Зенкевича, Гиз, М. — Л., 1930; То же, изд. «Советская литература», М., 1933; Девушки нашей страны, Пьеса, перев. П. Зенкевича, изд. Культкабинета Госдрамы. Л., 1932; То же, ГИХЛ, М. — Л., 1933.
       

II. Коряк В., Украiнська література, Конспект ДВУ, Харків, 1928; Щупак С., Критика и проза, ДВОУ, 1930; Ткаченко Г., Кадри, «Життя й революция»; Бригада критики: Гаповий М., Ткаченко І., Чернець Л., Юрченко І., «Справа чести», «Критика», 1932, № 1—2; Щупак С., На рельсах пролетарского творчества, Вступ. ст. к русскому перев. «Уркаганов».
       

III. Лейтес А., Яшек М., Десять років украiнськой літератури, Харків, 1931.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Микитенко" в других словарях:

  • Микитенко — фамилия. Известные носители: Микитенко, Иван Кондратьевич (1897 1937) советский украинский писатель. Микитенко, Ирина (англ.; род. 1972) казахстанская и германская спортсменка, бегунья на длинные дистанции. Микитенко, Леонид советский легкоатлет …   Википедия

  • Микитенко — МИКИТИН МИКИЧУК От украинской формы имени Никита Микита (из греч. победитель). (У) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • Микитенко —         Иван Кондратьевич [25.8(6.9).1897 4.10.1937], украинский советский писатель. Член КПСС с 1925. Член ЦИК УССР с 1931. Родился в с. Ровное, ныне Кировоградской области, в крестьянской семье. Участник 1 й мировой войны 1914 18. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Микитенко Иван Кондратьевич — [25.8(6.9).1897 4.10.1937], украинский советский писатель. Член КПСС с 1925. Член ЦИК УССР с 1931. Родился в с. Ровное, ныне Кировоградской области, в крестьянской семье. Участник 1 й мировой войны 1914 18. Окончил Харьковский медицинский… …   Большая советская энциклопедия

  • МИКИТЕНКО Иван Кондратьевич — (1897 1937) украинский писатель. Повесть Уркаганы (1928), роман Утро (1933); пьесы Диктатура (1929), Светите нам, звезды! (1930, другое название Кадры ), Соло на флейте (1933 36), Когда всходило солнце (опубликована в 1962). Репрессирован;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Микитенко, Иван Кондратьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Микитенко. Иван Микитенко …   Википедия

  • Микитенко, Юрий Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Микитенко. Микитенко Юрий Павлович (1 сентября 1947, Астрахань 6 января 2011, Элиста) российский писатель. Содержание 1 Биография 2 Семья …   Википедия

  • Микитенко, Иван Кондратьевич — [1897 ] современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую литературу. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП, ВОАПП, МОРПЛ, членом ВУЦИК. Член президиума Оргкомитета союза писателей. Род …   Большая биографическая энциклопедия

  • Микитенко, Ирина Леонидовна — Ирина Микитенко …   Википедия

  • Микитенко Иван Кондратьевич — (1897 1937), украинский писатель. Повесть «Уркаганы» (1928), роман «Утро» (1933); пьесы «Диктатура» (1929), «Светите нам, звёзды!» (1930, другое название «Кадры»), «Соло на флейте» (1933 36) сочетают лирику, патетику, сатиру, в основе которых … …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»