- Мередит
- Мередит
-
МЕРЕДИТ Джордж (George Meredith, 1828—1909) — английский беллетрист и поэт. Р. в семье военного портного в Портсмуте, провел подростком несколько лет в Германии. По возвращении в Англию отдался журналистике. В 1851 выпустил «Poems». Через пять лет вышли «Shaving of Shigpat» (Бритье Шигпэта) — романтические вариации на темы арабских сказок — и «Farina» — аналогичная разработка старинной немецкой легенды. «The Ordeal of Feverel» (Испытание Февереля, 1859) открыл собой ряд больших романов М.: «Evan Harrington» (1861), «Emilia in England» (Эмилия в Англии, 1864, позднее переименован в «Sandra Belloni»), «Rhoda Fleming» (1865), «Vittoria» — продолжение «Emilia in England» (1867), «The Adventures of Harry Richmond» (Приключения Гарри Ричмонда, 1870—1871), «Beauchamps Career» (Карьера Бьючэмпа, 1874—1875). В 1879 вышел «The Egoist» (Эгоист) — наиболее значительное произведение М., в 1880 — «Tragic Comedians» (Трагические комедианты) — повесть о любовной истории Лассаля — и в 1885 — «Diana of the Crossways» (Диана перекрестков) — первый роман М., имевший успех, что следует отнести гл. обр. за счет использованной в нем сенсационной политической сплетни. С 90-х гг. М. начинает пользоваться признанием, перешедшим вскоре в безудержное поклонение. После смерти М. либералы, числившие его за собой, ведут кампанию за перенесение его праха в Вестминстерское аббатство.
Творчество М. отразило эволюцию английской буржуазной интеллигенции за вторую половину XIX в. М. вступил в литературу в эпоху расцвета английского капитализма. «В 1848—1868 монополией пользовалась только Англия... других стран ни с богатейшими колониями, ни с промышленной монополией не было» (Ленин). Естественно, в такое время английская буржуазия, опьяненная своими успехами и, казалось, незыблемой властью, могла позволить себе роскошь известного радикализма, выраженного группой так наз. free thinkers — свободомыслящих. Среди них Маркс и Энгельс отличали людей, искренно сочувствовавших делу рабочего класса, вроде проф. Бисли, от «дельцов», выполнявших волю имущих классов. Идеологией этой последней части «свободомыслящих» проникнуто значительнейшее произведение М. того времени — «Beauchamps Career». Тенденциям этой фракции английской буржуазии и ее интеллигенции М. остается верен и тогда, когда заигрывает с консерваторами (он участвует в их прессе), поддерживая их стремление сохранить неизжитые устои «старой Англии», сочувствуя их взглядам по рабочему вопросу. Излюбленные персонажи М. в то время — блестящие аристократы, умеющие сочетать традиции своего прошлого с широкими перспективами и прогрессивными «сверхклассовыми» принципами.
Второй этап творчества Мередита совпадает с началом упадка промышленной монополии Англии. «Свободомыслие» буржуазной интеллигенции сменяется определенно реакционными умонастроениями. Наметившееся уже раньше сближение с консерваторами заканчивается политической капитуляцией либералов. На творчестве М. 80—90-х гг. лежит отпечаток разложения буржуазного свободомыслия этого периода. Тогда получают полное развитие те черты его дарования, благодаря которым он провозглашен был в годы славы «не последним из викторианцев, а первым из школы современного романа»: вычурно-ироничный психологизм, преутонченный анализ, философичность отступлений, отвлеченность действия, почти условного в данной обстановке его романов, затрудненный язык. Если в первый период своего творчества Мередит, обрушиваясь всей силой своего сарказма на засилие чувства, взывает к разуму, к ratio как мощному орудию всяческой либеральной эмансипации, то сейчас его «меч здравого смысла», его призыв к «благоразумию», имеет целью стимулировать своего рода самокритику либерализма. Такого рода «самокритика» поправевшего М., эволюционирующего от «свободомыслия» к реакции, не могла не быть защитой собственника и охраняющего его буржуазного государства. Трусливый позитивист с уклоном в мистику (таинственное воссоединение человека с природой — один из основных мотивов М. в этот период), исполненный снобизма «аристократ духа» (Диккенс для него — однодневная народная литература), М. при всем своем ироническом анализе капитулирует перед ханжеской викторианской моралью.
Известно, что он наотрез отказался выступить на защиту Уайльда, к восторженным похвалам которого был раньше вовсе не равнодушен.
Третий этап творчества М. — наименее плодовитый — отразил те социально-политические сдвиги, к-рыми характеризуется империалистическая Англия начала XX в., когда стираются грани между либералами и консерваторами и образуется блок эксплоатирующих классов против растущей активности пролетариата. В немногочисленных произведениях последних лет — особенно в поэтических произведениях — М. поднимает знамя империализма, выражая ближайшим образом запросы рантье, устрашенного перспективой потери колоний — этой основы его паразитического существования. Этим запросам соответствуют декадентский эстетизм, резкий индивидуализм и мистицизм М. последнего периода. Манерность, присущая М., переходит в последних его романах (напр. «Lord Ormont and his Arminta» — «Лорд Ормонт и его Арминта») в эвфуистическую игру, затемняющую смысл и в значительной мере самоцельную. Темная символика стихов М. этого периода нуждается в специальной расшифровке.
Этой общей эволюцией творчества М. определяются и те влияния, к-рым оно подвергалось. Если вначале М. испытал сильное влияние Карлейля, его резкой критики капитализма, то затем образцом для М. становится реакционная поэзия последнего периода творчества Вордсворта, поэзия Мильтона, у которого Мередит, как он сам заявлял, заимствовал не революционные, а идеалистическо-мистические мотивы.
В настоящее время М. сделался кумиром реакционных кругов буржуазной Англии.Библиография:
I. Русск. перев.: Трагические комедианты, М., 1912; Эмилия в Англии, М., 1865. и отд., СПБ, 1865; Карьера Бьючемпа, Роман, перев. М. Цебриковой, Петербург, 1876; Эгоист, СПБ, 1894. В 1912 «Современные проблемы» предприняли изд. собр. сочинений Мередита, остановившееся на I т.: первая половина «Эгоиста». Полное собрание сочинений: Works, Memorial Edition, 27 vv., London, 1909—1911 (с полной библиографией).
II. Венгерова З., Джордж Мередит, «Вестник Европы», 1895 (перепеч. в кн. «Литературные характеристики», СПБ, 1897, и в урезанном виде как предисл. к «Эгоисту», М., 1912); Ф. У., Современный роман в Англии, «Изящная литература», М., 1884, II; Филон О., Английский роман в 1896, «Северный вестник», М., 1897 № 2 (об «An Amazing Marriage»); Ellis S. M., George Meredith: His Life and Friends in Relation to his Work, L., 1919 (изд. 2-е, 1920); Federn K., Essays zur vergleichenden Literaturgeschichte, Munchen. 1904; Henderson J. S., George Meredith, Novelist, Poet, Reformer, L., 1908; Trevelyan G. M., The Poetry and Philosophy of George Meredith, London, 1906; Priestley J. B., George Meredith, L., 1926.
III. Forman M. B., Bibliography of Writings in Prose and Verse of G. Meredith, 1922; Его же, Meredithiane: Supplement to the Bibliography of Meredith, 1924.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.