Мейер К.

Мейер К.
Мейер К.

       
МЕЙЕР Конрад Фердинанд (Conrad Ferdinand Meyer-Ziegler, 1825—1898) — немецкий поэт и новеллист, сын цюрихского государственного деятеля. Р. в Швейцарии, в одной из тех протестантских патрицианских семей, которые, лишившись после демократической конституционной реформы 1831 политического преобладания, все же сохранили свое привилегированное положение. Молодость М. прошла в мучительных поисках призвания. Он колебался между поэзией и живописью. Избрав поэзию, он долго не знал, какому яз. отдать предпочтение — немецкому или французскому, к-рым владел, как родным. Его мировоззрение и взгляды на искусство сложились под знаком молодого буржуазного реализма 40-х гг. Прославление человеческого существования и стремление сделать его более земным, гедонистический материализм, антропологическое толкование истории были предпосылками и остались существенными элементами творчества М. Человек, материально независимый, много путешествовавший, он обратился к писательству лишь в более зрелом возрасте, творил медленно, не присоединился ни к какой школе и отвергал всякие политические, социальные, нравственные и воспитательные функции литературы; он стоял за бестенденциозную «эпическую объективность», к-рая заимствует свой материал исключительно из истории. М. предпочитает бурные эпохи духовного подъема, как напр. крестовые походы, Ренессанс, Реформация, времена религиозной борьбы, 30-летняя война, и включает в круг своих рассказов таких исторических деятелей, как Александр Великий, Цезарь, Карл Великий, Борджиа, Густав Адольф, Фридрих II и т. д. Прежде всего этого художника-патриция увлекает эпоха Возрождения. Ее волевая напряженность, ее героически задрапированная порочность, искушения, колебания, ее светская праздность, радость жеста и облагороженная алчность, ее эпикурейство, культ гениев и героев — изобилие, художественно организованное, как гласит его эстетическое credo, к-рое он вкладывает в обрамленной новелле «Свадьба монаха» в уста Данте. Искусство М. аристократическое, но не декадентское. Его антиклерикальный образ мыслей, аморально-антихристианское мировоззрение светского человека, распрощавшегося со всякой метафизикой, характеризуется апофеозом человека-властелина, сверхчеловека. Художественное творчество Мейера развертывается в противоречиях: исполненный оптимизма буржуазного подъема, он в то же время отворачивается от его конкретного содержания и от его основ. Буржуазная цивилизация пугает его своим техническим прогрессом с его дымом и копотью. Впечатления капиталистической действительности питают его меланхолию, к к-рой был так склонен этот последыш патрицианства, с трудом приспособлявшийся к новым условиям жизни. Хотя М. и не плачет (как Раббе, Фр. Т. Фишер, Гаммерлинг) «о добром старом времени», он все же стремится, подобно Вагнеру, перенести человека господствующих классов со всей переутонченностью его чувств и настроений в прошлое, исторически загримировать его.
       «Бестенденциозность» М. срывается уже его прославлением протестантизма в венке романсов «Последние дни Гуттена» (1871), романе «Юрг Енач» (1876) и в более мелких произведениях, как «Амулет» и «Песнь о Гугенотах». Участие, к-рое он принял как художник в так наз. «Kulturkampf’е» (борьба бисмарковской Германии против папства), было страстное и решительное. После прусских побед 1870—1871 он находился некоторое время под влиянием бисмарковской политики и немецкой государственной идеи. Мастер эпической формы, скупой, строгий, искушенный в композиции и в искусстве слова, органически усвоивший также иностранные образцы (Мериме), М. доводит традиционную форму новеллы до совершенства. В этом жанре он приобрел наряду с Готфридом Келлером и Т. Штормом значение классика. Специфику новеллы он видит в необыкновенном основном психологическом мотиве и в необычайной комбинации мотивов, ему подчиненных. В противоположность «профессорам-романистам» своего времени (Гаммерлингу, Ф. Дану, Г. Эберсу) он всегда оживляет свои небольшие, чуждые педантизма в деталях, но поражающе красочные, жизненно-правдивые картины из истории культуры волнующим драматизмом и захватывающим изображением душевных переживаний. В новеллистическом моменте, в «необычайном событии», в тончайшем воспроизведении взаимодействия между внутренним и внешним конфликтом заключается непревзойденная сила М. Высшим достижением М. в этом искусстве, к-рое Отто Людвиг называет «малой психологией» (Kleinpsychologie), нужно считать новеллу «Святой», посвященную отношениям Томаса Бекета к Генриху II Английскому. Та же самая художественная насыщенность характеризует и балладу М. В лирике для объективации всего пережитого М. прибегает к символизму.

Библиография:

I. Народный вождь Георгий Енач, с предисл. А. Горнфельда, П., 1918; То же, с предисл. Р. Арского, М. — П., 1923; Лирика, перев. А. В. Луначарского, изд. «Алконост», П., 1920; Святой, с предисл. М. Горького, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Новеллы, со вступ. статьей А. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», М. — П., 1923; Плавт в женском монастыре, Л., 1925; Амулет, Л., 1926; Samtliche, Werke, 1922; Werke, 8 B-de, Lpz., 1925; L. v. Francois und C. F. Meyer, ein Briefwechsel, hrsg. v. A. Bettelheim, 1905 (Berlin — Lpz., 1920); Briefe, nebst Rezensionen und Aufsatzen, hrsg. v. A. Frey, 2 B-de, 1908; Unvollendete Prosadichtungen, hrsg. v. A. Frey, 1916; C. F. Meyer und J. Rodenberg, Briefe, hrsg. v. A. Langmesser, 1918.
       

II. Frey A., Conrad Ferdinand Meyer, 1900; Gessler A., C. F. Meyer, 1906; Harcourt R., C. F. Meyer, sa vie, son Ouvre, 1913; Linden W., C. F. Meyer, Entwicklung und Gestalt, Munchen, 1922; Everth E., C. F. Meyer, Dichtung und Personlichkeit, Dresden, 1924; Faesi R., C. F. Meyer, Lpz., 1925; Honig J., C. F. Meyer, der Mensch, der Dichter, 1926; Stickelberger H., Die Kunstmittel in C. F. Meyers Novellen, 1897.
       

III. Maync H., Conrad Ferdinand Meyer und sein Werk, Frauenfeld u. Lpz., 1925.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Мейер К." в других словарях:

  • Мейер — (нем. Meier, нем. Meyer)  распространённая немецкая фамилия. Мейер, Август Фридрих (1814 ?)  немецкий писатель и поэт, известный под именем Фридриха Брунольда Мейер, Адольф: Мейер, Адольф (архитектор) (1881 1929) … …   Википедия

  • МЕЙЕР — (Меуег) Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der… …   Философская энциклопедия

  • Мейер Р. — Мейер Р. МЕЙЕР Рихард М. (R. M. Meyer, 1860 ) немецкий литературовед. В своей «Немецкой стилистике» (R. M. Meyer, Deutsche Stilistik, Munchen, 1913) М. пытался перестроить систему стилистики (сближаемую им с системой поэтического синтаксиса) на… …   Литературная энциклопедия

  • МЕЙЕР —         Александр Александрович (1875 1939) религ. философ, культуролог, публицист. Учился на историко филол. ф те Новорос. ун та. С 1895 арестовывался за участие в революц. кружках, был сослан. После амнистии (1906) член Религ. филос. об ва в… …   Энциклопедия культурологии

  • мейер — майер Словарь русских синонимов. мейер сущ., кол во синонимов: 1 • майер (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • МЕЙЕР — (Meyer) Эдуард (1855 1930), немецкий историк древнего мира. Главный труд История древности (5 томов, 1884 1902) от возникновения древневосточной цивилизаций до 355 до нашей эры (время крушения господства греков в Сицилии), в основе которого… …   Современная энциклопедия

  • МЕЙЕР — (Меуег) Юлиус Лотар (1830 1895), немецкий физик, работавший над соотношением между АТОМНЫМ ОБЪЕМОМ и атомной массой (ОТНОСИТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ МАССОЙ). Создал периодическую таблицу химических элементов одновременно с Д. И. МЕНДЕЛЕЕВЫМ, за что они оба …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • МЕЙЕР — Александр Алексндрович (1875 1939) русский философ и культуролог. Родился в лютеранской семье, где домашним языком был немецкий, но в зрелые годы считал себя православным. Учился на историко филологическом факультете Новороссийского университета …   Новейший философский словарь

  • Мейер — (Эдуард Meyer) нем. историк, род. в 1855 г., проф. в Галле.Главн. соч.: Geschichte von Troas (Лпц., 1877), Geschichte desKonigreichs Pontos (Лейпц., 1879), Geschichte des Altertums (т. 1 и2, Штуттг., 1884 93), Geschichte des alten Aegypten (в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мейер — I Мейер (Meyer)         Виктор (8.9.1848, Берлин, 8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский университет. Профессор Политехникума в Цюрихе (1872 85), затем университетов в Гёттингене (1885 89) и Гейдельберге (с 1889).… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»