Мей


Мей
Мей

       
МЕЙ Лев Александрович (1822—1862) — поэт. Р. в бедной дворянской семье. Учился в Царскосельском лицее. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора. Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), М. сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 М. переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти М. жил жизнью литературной богемы. В «салоне» меценатствующего графа Кушелева-Безбородко М., славившийся мастерством экспромта, на вызов гостей отозвался характерным четверостишием: «Графы и графини, / Счастье вам во всем, / Мне же — лишь в графине, / И притом — в большом». Неумеренная страсть к «большим графинам» свела Мея в преждевременную могилу.
       Обладавший недюжинным поэтическим дарованием, выросший в атмосфере царскосельских лицейских традиций, М. ощущал себя непосредственным наследником богатейшей стиховой культуры пушкинской эпохи. Однако он не мог использовать это богатство. Принадлежавший к мелкому дворянству, почти выбитому из своего положения и вместе с тем еще не перешедшему на позиции разночинства, М. находился в состоянии глубокой деклассации. В его творчестве нет большого общественного содержания, нет зажигающей поэта социальной идеи. М. принадлежат блестящие стихотворные переложения библейской «Песни песней», древнегреческих песней Анакреонта, красочные стилизации псевдонародного быта, древнерусской жизни. Но и «поклонение красоте», «чистому искусству» и уход в экзотику лишены у Мея того социального стержня, который имеется хотя бы в байронических поэмах Пушкина или в усадебной лирике Фета — этой своеобразной «публицистике наоборот». Отсюда ограниченность значения оригинального творчества М. — вместе с тем одного из лучших русских переводчиков стихами — формальной виртуозностью (хотя срочная поденная работа вела М. к неоднократным срывам и в этом отношении). Оригинальное творчество М., количественно скудное, отмечено почти полным отсутствием в его стихе творческого своеобразия, самостоятельного лирического «голоса». В своих исторических драмах из русской жизни — «Царская невеста» и «Псковитянка», давших материал для либретто двух одноименных популярных опер, М. превращает социальную трагедию Пушкина в шаблонную историческую драму с любовной интригой на первом плане. Общественное возбуждение второй половины 50-х гг., так же как «питерская» «чердачная» жизнь М., сближение его с революционными разночинцами — Гр. Курочкиным, Чернышевским — не остались без влияния на его творчество. В стихах М. этого периода начинают звучать мотивы из современной городской жизни, гражданские нотки (в частности следует отметить стих. «Жиды» — одно из самых сильных в русской поэзии обличений юдофобства). Наряду с переводами из Библии и переложениями древнерусских летописей он начинает усиленно переводить Гейне, Беранже. Однако смерть М. в самом начале 60-х гг. не дала возможности «новым веяниям» выразиться в его творчестве с достаточной силой.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., со вступ. ст. В. Р. Зотова и библиографией сочин. Л. Мея, составл. П. Быковым, 5 тт., изд. Н. Мартынова, Петербург, 1887; Полное собрание сочинений, издание 4-е, 2 тт., Петербург, 1911 (приложение к «Ниве»); Л. А. Мей и его поэзия, ред. и ст. Вл. Пяста, Петербург, 1922; Непропущенные цензурой стихи с объяснениями Б. Л. Модзалевского, Альманах Пушкинского дома, «Радуга», 1922, Петроград.
       

II. Протопопов М., Забытый поэт, «Северный вестник», 1888, I; Полонский Я. П., Л. А. Мей как человек и писатель, «Русский вестник», 1896, IX; Садовский Б., Поэзия Л. А. Мея, «Русская мысль», 1908, VII.
       

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Мей
Лев Александрович (1822, Москва – 1862, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, переводчик.

Л. А. Мей. Гравюра работы А. Зубчанинова. Вторая пол. 19 в.
Л. А. Мей. Гравюра работы А. Зубчанинова. Вторая пол. 19 в.

 
Родился в небогатой дворянской семье. Учился в Московском дворянском ин-те, затем в Царскосельском лицее. В 1841—52 гг. служил чиновником в Москве. Печатался с 1840 г. В конце 1840-х гг. Мей входил в круг «молодой редакции» журнала «Москвитянин», группировавшейся вокруг драматурга А. Н. Островского и критика А. А. Григорьева. В эти годы он выступает как самобытный поэт, черпая сюжеты и образы своих произведений из рус. фольклора и истории и виртуозно владея стихотворной техникой. Мей активно экспериментирует с жанрами баллады, былины и песни в народном стиле: «Вечевой колокол» (1857), «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859). Другой стороной его поэтических интересов является античная и библейская история – поэмы «Цветы», «Юдифь» (обе – 1855), «Галатея (1858). В исторических драмах в стихах „Царская невеста“ (1849) и „Псковитянка“ (1860) действие происходит в эпоху Ивана Грозного. Мея интересует не социально-историческая проблематика, а психология исторических лиц. В разработке исторических характеров Мей близок славянофилам, которым была свойственна идеализация рус. старины. Современная критика отметила мастерство Мея-драматурга; на сюжеты обеих драм Н. А. Римский-Корсаков написал одноимённые оперы. На рубеже 1850—60-х гг. в лирике Мея появляются социальные мотивы: „С картины Ораса Верне“ („В одной сорочке белой и босая…“), „Тройка“ („Вся в инее морозном и в снегу…“) (оба – 1861). Особо значительна работа Мея как переводчика стихотворений Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Дж. Г. Байрона, П. Беранже, Т. Шевченко, Анакреонта, „Слова о полку Игоря“. Стихотворное наследие Мея не было в полной мере оценено его современниками. Настоящее открытие его поэзии произошло лишь в нач. 20 в., в период «серебряного века».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Мей" в других словарях:

  • Мей — Мей  остров архипелага Земля Франца Иосифа. Мей  район (фрегезия) в Португалии. Персоналии Мей, Лев Александрович  русский поэт. Мей, Варвара Павловна балерина, педагог. Мей, Йохан ван дер  нидерландский архитектор. Лан,… …   Википедия

  • Мей — (Лев Александрович) известный поэт. Род. 13 февр. 1822 г. вМоскве; сын обрусевшего немца офицера, раненного под Бородином и раноумершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился М.сначала в моск. дворянском институте, откуда… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мейє — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • Мей В. П. — МЕЙ Варвара Павловна [р. 5(18).1.1912, Петербург], сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск в Башк. АССР (1969). Окончила Ленингр. хореографич. уч ще (1929, занималась у А. Я. Вагановой), педагогич. отделение этого же уч ща (1940), педагогич.… …   Балет. Энциклопедия

  • Мей Л. — Лев Александрович Мей Дата рождения: 13 (25) февраля 1822 Место рождения: Москва Дата смерти: 16 (28) мая 1862 Место смерти: Санкт Петербург Род деятельности …   Википедия

  • Мей Л. А. — Лев Александрович Мей Дата рождения: 13 (25) февраля 1822 Место рождения: Москва Дата смерти: 16 (28) мая 1862 Место смерти: Санкт Петербург Род деятельности …   Википедия

  • Мей —         Лев Александрович [13(25).2.1822, Москва, 16(28).5.1862, Петербург], русский поэт. Сын обедневшего дворянина. В 1841 окончил Царскосельский лицей. Раннее творчество М. декларировало идеал искусства, свободного от общественной… …   Большая советская энциклопедия

  • мейіл — (Қост., Жанг.; Рес.: Волг., Орын.; Қарақ.; Гур., Маңғ.) бейіл. Балам, тамаққа м е й і л і м соқпайды (Қост., Жанг.). Қожаның м е й і л і құртқа шабады, көжесінің қатығы жоқ болса да (Рес., Волг.). Әрі жат деген іштің тарлығы, бері жат деген м е й …   Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

  • мейін — (Қарақ.) бейіл. қ. мейіл …   Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

  • мейірқан — (Алм., Шел.) мейірімділік. Таубасар қиын м е й і р қ а н д ы адам көрінеді (Алм., Шел.) …   Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

Книги

Другие книги по запросу «Мей» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.