Мадарас

Мадарас
Мадарас

       
МАДАРАС Эмиль (1889—) — венгерский пролетарский писатель. Первая его книга (сб. стихов «Город») вышла в издании венгерской соц.-дем. партии в 1906. Примкнувший к соц. движению под влиянием русской революции 1905 молодой М. насыщает свою первую книгу социальными мотивами, но в ней еще нет подлинно социалистического содержания. Ее революционность весьма абстрактна. В ней, как и в других ранних произведениях М., еще очень часто встречаются характерные «гуманитарные» образы: проститутка как символ социальной несправедливости, Христос как носитель социальных идей и т. д.
       Однако есть существенная разница между стихами юного Мадараса и творчеством других соц.-дем. поэтов. Он первый затрагивает крестьянский вопрос, столь важный для венгерского рабочего движения. Политика партийного руководства, идеология которого была «более реформистской, чем в любой другой социалистической партии довоенной Европы» (Бела Кун), выражалась между прочим и в сознательном пренебрежении к крестьянскому вопросу. Следуя указаниям реформистского руководства, замалчивала этот вопрос и соц.-дем. литература. Поэтому особое значение приобретают такие стихотворения М., где он впервые в истории венгерской поэзии попытался дать образ революционно настроенного крестьянина, союзника революционного рабочего.
       М. не погряз в реформистском болоте довоенной соц.-д-тии. Вместе с пролетарским писателем Янош Датван он в отличие от всей массы венгерских соц.-демократич. поэтов сумел вырваться из реформистских тенет, стать одним из наиболее последовательных и идеологически выдержанных венгерских пролетарских писателей. Но в начальный период своего творчества Мадарас еще не может считаться вполне сложившимся пролетарским писателем. Его не удалось вовлечь в число «поэтических» поджигателей империалистической войны (он был тогда на фронте солдатом и как поэт безмолствовал), но в то же время он не был и сознательным борцом против нее. Когда же в Венгрии возникла советская республика, Мадарас без колебаний вступил в ряды венгерской красной армии, причем непосредственное соприкосновение с подлинно пролетарским движением дало наконец его поэзии настоящее революционное содержание и решило судьбу его дальнейшего развития. М. становится классово-сознательным пролетарским писателем. Но творчески активным М. становится лишь после падения советской Венгрии, в эмиграции. Уже первые его произведения этого периода резко отличаются от его предыдущих гуманистических произведений. Творчество М. — убедительное доказательство того, что мелкобуржуазный писатель может стать и становится пролетарским по мере того, как ему удается преодолевать свое прошлое, овладевать мировоззрением марксизма-ленинизма и включиться в практику революционной борьбы пролетариата. Теперешние произведения Мадараса политически заострены, ясны и конкретны. Его стихи всегда затрагивают социально значимые, политически заостренные проблемы: моменты классовой борьбы венгерского пролетариата, влияние героической борьбы за социализм пролетариата СССР, международн. революционное движение, вопросы интернациональной солидарности пролетариата, подготовки новой интервенции и т. д. В своей поэтической технике Мадарас обычно восходит к двум источникам: к венгерской народной поэзии и завоеваниям советской пролетарской литературы.
       Большинство его рассказов затрагивает наиболее живые вопросы венгерского рабочего движения. Их основные достоинства — четкая политическая заостренность, боевая актуальность, последовательный интернационализм и революционный оптимизм. Его герои — живые люди, конкретные представители своих классов. Мадарас правильно разрешает задачу показа, переработки человеческого материала в революции, хотя не всегда свободен от ошибок упрощенчества и схематизма.
       М. часто затрагивает проблемы венгерской пролетарской диктатуры. С беспощадной самокритикой вскрывает он отдельные ошибки советской Венгрии (тактические ошибки компартии в отношении соц.-дем., неправильная политика в отношении безземельных крестьян и т. д.). Указывая на последние, он ведет нас по пути правильного разрешения актуальных проблем классовой борьбы.
       М. — был членом венгерской секции МАПП и член Союза венгерских революционных писателей и художников со дня его основания. Им переведены на венгерский яз. «Разгром» Фадеева и «Железный поток» Серафимовича.

Библиография:

I. Борьба Павла Чичайды, ГИХЛ, 1931, и в «Массовой библиотеке», 1932; Стихи в библиотеке «Огонька», 1932.
       

II. Матейка Ян, Мадарас, «Литература мировой революции», 1932, № 4; Его же, Эмиль Мадарас, ст. в журнале «За коммунистическое просвещение», 21/III 1932; Ясенский Бруно, Эмиль Мадарас, ст. в «Известиях ВЦИК», 21/III 1932; Гергаль, Гидаш, Иллеш, Залка, Э. Мадарас, ст. в «Правде», 17/III 1932.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Мадарас" в других словарях:

  • Мадарас — I Мадарас (Madarasz)         венгерские политические деятели. Братья Ласло (1811, Гулагон, 6. 11. 1909, Гудкон, США) и Йожеф (27. 8. 1814, Немешкишфалуд, 31. 1. 1915, Кишпешт). Дворяне. По профессии адвокаты. До Революции 1848 1849 в Венгрии… …   Большая советская энциклопедия

  • Мадарас — Виктор (Madarasz, Viktor) 1830, Четнек 1917, Будапешт. Венгерский живописец романтического направления. Юношей участвовал в венгерской национально освободительной революции (1848 1849). Учился в венской Академии художеств (1853 1855) и частной… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • МАДАРАС (Madarasz) Виктор — (1830 1917) венгерский живописец. Участник Революции 1848 1849. Драматичные, эмоциональные по цвету патриотические картины на темы венгерской истории ( Оплакивание Л. Хуньяди , 1859) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мадарас (венг. политич. деятели) — Мадарас (Madarasz), венгерские политические деятели. Братья Ласло (1811, Гулагон, ‒6. 11. 1909, Гудкон, США) и Йожеф (27. 8. 1814, Немешкишфалуд,‒31. 1. 1915, Кишпешт). Дворяне. По профессии адвокаты. До Революции 1848‒1849 в Венгрии примыкали к… …   Большая советская энциклопедия

  • Мадарас Виктор — Мадарас (Madarasz) Виктор (14.12.1830, Четнек,‒10.1.1917, Будапешт), венгерский живописец. Учился в АХ в Вене (1853‒1855) у Ф. Вальдмюллера и школе Л. Конье в Париже (1856‒1859). Испытывал влияние П. Делароша. Участник Революции 1848‒1849, М.… …   Большая советская энциклопедия

  • Мадарас Виктор —         (Madarбsz) (1830 1917), венгерский живописец. Представитель романтизма. Учился в венской АХ (1853 55) и в Париже (1856 59) у Л. Конье. Испытал влияние П. Делароша. В своих драматических, эмоционально выразительных полотнах на темы… …   Художественная энциклопедия

  • Мадарас, Виктор — Автопортрет. 1863 Виктор Мадарас (венг …   Википедия

  • Мадарас Виктор — (Madarász) (1830 1917), венгерский живописец. Участник Революции 1848 1849. Драматичные, эмоциональные по цвету картины на темы венгерской истории («Оплакивание Л. Хуньяди», 1859). * * * МАДАРАС Виктор МАДАРАС (Madarasz) Виктор (1830 1917),… …   Энциклопедический словарь

  • МАДАРАС — (Madarász), братья Ласло (1811 6.XI.1909) и Йожеф (27.VIII.1814 31.I.1915), венг. политич. деятели. Дворяне. По профессии адвокаты. До революции 1848 49 примыкали к левому крылу Оппозиционной партии (последователи Кошута). В период революции в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Мадарас В. — МÁДАРАС (Madarász) Виктор (1830–1917), венг. живописец. Участник Рев ции 1848–49. Драм. романтич. и патриотич. по настроению, эмоциональные по цвету картины на темы венг. истории ( Оплакивание Л. Хуньяди , 1859) …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»