Лемерсье

Лемерсье
Лемерсье

       
ЛЕМЕРСЬЕ (Louis Jean Nepomucene Lemercier, 1771—1840) — французский писатель, типичный представитель периода, переходного от классицизма к романтизму. Р. в Париже, в буржуазной семье. Начало литературной известности Л. положила контрреволюционная комедия «Тартюф революционер» (1795), запрещенная к постановке даже термидорианской Директорией. За «Тартюфом» последовали трагедии в вольтеровском стиле, с примесью элементов мелодрамы (см.) — «Евфраимовский левит» (1795) и «Агамемнон» (1797). Последняя пьеса имела шумный успех. После этого триумфа Лемерсье в дальнейшем испытывает только полу-удачи, несмотря на редкое разнообразие его драматической продукции. Единственным исключением была его историческая комедия «Пинто, или день заговора» (1799), положившая начало новому жанру, впоследствии подхваченному Скрибом (см.). Особенности этого жанра: снижение исторической тематики до масштабов мещанского анекдота, мотивировка больших событий ничтожными причинами, внушение зрителю представления, что короли и принцы, возвеличиваемые трагедиями, на самом деле мыслят и чувствуют, как простые лавочники. Жанр этот знаменовал скептицизм, утомление и дезориентацию мелкого буржуа вследствие глубокого разочарования, которое торжество буржуазии принесло массам мелкой буржуазии. Герой пьесы — талантливый проходимец и ловкий политик Пинто — навеян Лемерсье образом Фигаро, предвещая в то же время образ Рюи-Блаза Гюго. Л. таким образом перекидывает мост от комедии XVIII века к романтической драме. В комедии «Христофор Колумб» (1809), рисующей излюбленный романтиками образ непризнанного гения, Лемерсье дерзнул отступить от классических «единств» (см.), чем вызвал кровопролитную схватку в рядах зрителей. В трагедии «Ричард III и Дженни Шор» (1816) Лемерсье подражал любимому романтиками Шекспиру, в «Fredegonde et Brunehaut» (1821) он на материале входившего в моду средневековья развернул романтическую историю служанки, ставшей королевой. Не брезгал Лемерсье даже сочинением мелодрам для бульварных театров («Les deux filles spectres» — «Две девушки-призраки», «Les serfs polonais» — «Польские рабы», «L’heroine de Montpellier» — «Героиня из Монпелье»), внося приемы этого «низменного» жанра в свои трагедии (особенно «Les martyrs de Souli» — «Мученики из Сули», 1825). Помимо драм Лемерсье сочинял также поэмы («Четыре превращения», «Гомер и Александр», «Меровинда» и др.); одна из них — эпико-сатирико-драматическая поэма «Panhypocrisiade» (или «Адская комедия XVI в.», 1819) — при грандиозности замысла и выполнения (она предвещает «Легенду веков») превзошла своей экстравагантностью самые необузданные проявления романтической фантазии. Но все эти новаторские попытки Л., пугавшие классиков-ригористов, разбивались об его консерватизм в вопросах языка и стиля. Раздраженный своим бессилием, Л. ненавидел молодое поколение романтиков, своих собственных продолжателей. Сам не без труда проникнув во Французскую академию (1810), он всемерно препятствовал избранию Гюго, который попал в Академию лишь после смерти Л. и на его место. Литературные воззрения Л. ясно выражаются в его лекциях, читанных в течение 7 лет в парижском Атенее и составивших 4-томный «Аналитический курс всеобщей литературы» (1817). Лемерсье стоит здесь на почве догматической поэтики эпигонов классицизма Бугура и Лагарпа (см.), ориентируется на опыт древних писателей и расписывается в полном подчинении классическим «правилам», отрицая расхождение собственной практики с этой теорией. Под этим «благонадежным» прикрытием он проводит однако теорию литературного прогресса и отстаивает права современных писателей на создание собственных правил, созвучных требованиям эпохи. Подобная противоречивость характеризует также политические воззрения Л. Перекликаясь с эмигрантами во время Революции, он становится ярым республиканцем в период Империи, возбуждает гнев Наполеона (с которым был близок во время консульства) выпадами против «кровавого насильника» в своих трагедиях, подвергшихся цензурному запрету. После реставрации Бурбонов Лемерсье держится в стороне от политики и занимается исключительно литературой, все более отступая на второй план перед молодой школой, отказывавшейся видеть своего предшественника в этом «двуликом Янусе, обращенном одним лицом к новому, а другим — к старому режиму».

Библиография:

I. Переписку Лемерсье частично издал M. Souriau, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1909, и «Melanges Wilmotte», 1910.
       

II. Ch. P., La verite sur Lemercier, 1827; Pongerville, Biographie de Lemercier, 1859; Lie Roy A., Un demi-romantique, «Revue Bleue», 1903; Souriau M., N. Lemercier et ses correspondants, 1908.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Лемерсье" в других словарях:

  • Лемерсье — (фр. Lemercier) французская фамилия. Известные носители: Лемерсье, Валери (род. 1964) французская актриса и певица. Лемерсье, Жак (1585 1654) первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII. Лемерсье, Луи Жан Непомюсен (1771 1840)… …   Википедия

  • Лемерсье — I Лемерсье         Ле Мерсье (Lemercier, Le Mercier) Жак (около 1585, Понтуаз, Иль де Франс, 4.6.1654, Париж), французский архитектор. Учился в Риме (1607 13). С 1639 «первый архитектор короля». В постройках Л. (западный корпус с «Павильоном… …   Большая советская энциклопедия

  • Лемерсье Жак — (Lemercier) (около 1585  1654), французский архитектор. В постройках использовал как пространственный размах и орнаментальную пышность барокко («Павильон часов» Лувра, с 1624), так и более строгие формы классицизма (церковь Сорбонны в Париже,… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЕМЕРСЬЕ (Lemercier) Жак — (ок. 1585 1654) французский архитектор. Соединял принципы классицизма и барокко (церковь Сорбонны в Париже, 1635 54) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лемерсье Жак — Лемерсье, Ле Мерсье (Lemercier, Le Mercier) Жак (около 1585, Понтуаз, Иль де Франс, 4.6.1654, Париж), французский архитектор. Учился в Риме (1607 13). С 1639 «первый архитектор короля». В постройках Л. (западный корпус с «Павильоном часов» и… …   Большая советская энциклопедия

  • Лемерсье Луи Жан Непомюсен — Лемерсье (Lemercier) Луи Жан Непомюсен (21.4.1771, Париж, 7.6.1840, там же), французский драматург. Член Французской академии с 1810. Во время Великой французской революции придерживался умеренно либеральных взглядов, разрабатывал главным образом …   Большая советская энциклопедия

  • Лемерсье, Ле Мерсье (Lemercier, Le Mercier) Жак — (около 1585 1654), французский архитектор. В постройках использовал как пространстве нный размах и пышную орнаментику барокко («Павильон часов» Лувра, с 1624), так и более строгие формы классицизма (церковь Сорбонны в Париже, 1635 54) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лемерсье, Валери — Валери Лемерсье Valérie Lemercier …   Википедия

  • Лемерсье, Жак — Жак Лемерсье, худ. Филипп де Шампень Жак Лемерсье (фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье] …   Википедия

  • Лемерсье Жак — Жак Лемерсье, худ. Филипп де Шампень Жак Лемерсье (фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье], род. в 1585 г. в Понтуаз ум.13 января 1654 г. в Париже) французский архитектор, официальный первый королевский архитектор. Соединял принципы классицизма и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»