Лахути

Лахути
Лахути

       
ЛАХУТИ Абдул Каси (1887) — современный персидский поэт, революционный деятель, коммунист. Р. в семье «гевэкеш’а» (башмачника) в г. Керманшахе. Был учеником кузнеца, слугой, башмачником — работал с отцом. Л. начинает писать под влиянием отца-поэта, прозванного крестьянами «Хеким Ильхам» (философ Ильхами). Своими первыми стихами Л. участвует в религиозно-шиитских мистериях и благодаря им становится популярным. Начало лит-ой деятельности Л. совпадает с крайним обострением классовой борьбы в стране. Размах конституционного движения увлекает Л. Сначала он — последователь секты Нематуллаха, «служившей народу», затем секты бехаитов.
       От религиозно-сектантских настроений Л. освобождается только под влиянием радикально-буржуазного движения «франкмасонства», возглавляемого известным ученым и революционером Мирза-Мальком Ханом. Франкмасоны отправляют Л. в Тегеран (1904) в франкмасонскую школу. К этому периоду относятся его «Шяб-Намэ» (Ночные письма-прокламации) — поэтические листовки, направленные против режима шаха и дворца. В 1907 Л. — участник «рештского» восстания, затем принимает активное участие в низвержении Мохаммед-Али-Шаха, вступает в ряды «моджахидов» (революционеров) знаменитого революционного вождя Саттар-Хана. Во время империалистической войны Л., продолжая борьбу против англичан, шаха и «пан-исламистской армии», организует в Керманшахе газ. «Бисотун», первые 10 номеров которой написаны самим Л. После разгрома националистов Л. эмигрирует в Турцию. Издает в Константинополе журн. «Парс» эстетического направления. Там же (1921) печатается первый сб. его стихов. К 1922 Л. возвращается в Персию и организует знаменитое тавризское восстание против правительства. Потерпев поражение, переходит на советскую территорию. Здесь первое время работает рабочим в Баку. Затем работает в Москве в Центриздате; последние годы занимает ответственные партийные и советские посты, гл. обр. в Таджикистане (секретарь горкома партии, зам. наркомпроса Таджикистана и др.). В 1931 (IX) награжден орденом Трудового красного знамени.
       Творческий путь Л. — от мистического суфизма к коммунизму — можно разделить на следующие 4 периода:
       1. Период суфизма (до 1904), отражающий идеологию персидского «народно-трудового суфизма». Бессодержательному мистическому философствованию соответствуют и стилевые особенности суфийской поэзии.
       2. Период национально-освободительных войн в Персии (1904—1917). Творчество Л. этого периода представляет собой своеобразное сочетание народно-демократических суфийских лозунгов с национализмом, патриотизмом и враждою к иностранному гнету (см. «Любовь к родине — основа веры»). Стихотворение Л., напечатанное в калькуттском журн. «Хабл-оль-Мэтин», полное националистического пафоса, призывающее к спасению родины, доказывает, что национализм не противоречит догматам ислама. Вместе с тем в творчество Л. просачиваются социальные мотивы. Л., обращаясь к трудовому дехканину, говорит: «Радуйся, о труд дехканина, о слава человечества; тобой устроен мир, ты — сущность его бытия; не было бы мира, если бы тебя не было; причина устройства мира — это ты, о ренджбер (трудящийся), ты — смысл человека» (газ. «Чэнтэ-йе-Пабэ-рэхнэ», 1910). Такое обожествление труда характерно для большинства произведений этого периода. В конце второго периода. Лахути, обращаясь к трудящемуся, пишет: «О ренджбер, с черной судьбой, бедный, босой крестьянин, только твоя жизнь — в мучениях, в лишениях; а дворяне — в уюте от твоего труда...» «Богатство шахов — продукт твоего труда, а роскошь хана — плод твоих мучений». Л. видит уже классовые противоречия, полон революционной решимости в борьбе с шахом и его сатрапами за торжество справедливости и свободу трудящихся, но не понимает еще сущности классовых противоречий и путей их преодоления. Произведения этого периода, достигая самого высокого художественного уровня, поставили Л. в ряды крупнейших персидских поэтов.
       3. Период 1917—1922. Это своеобразный переходный период для Л., характеризующийся разочарованием в методах демократии и несколько замедленным, но последовательным переходом от революционного демократизма к коммунизму, от революционно-мелкобуржуазной идеологии к пролетарской, от левого крыла «моджахидов» к компартии. Константинопольский период показывает известное увлечение Л. вопросами формы. Одна из стилевых особенностей этого периода — постепенный отход Л. от традиционных форм персидской поэзии, искание новых форм и жанров.
       4. Период творчества Л., совпадающий с его пребыванием в Советском Союзе (после 1922), по существу своему завершает переход, отмеченный выше, и характеризуется процессом превращения Л. в пролетарского поэта. Наиболее характерные и яркие произведения Л. последнего периода — большая революционная ода «Кремль» и «Робаят» (Четверостишия). В этот же период вышел его сб. «Эдэбият-е-Сорх» (Красная поэзия), включающий главные произведения последнего десятилетия. «Кремль» — ответ Л. персидскому поэту Хакани (см.) и его преемнику Хосейну-Данеш (поэма «Развалины Медаин»), воспевающим и идеализирующим древнюю Персию и господство Сассанидов. Этой реакционной идеализации «прошлого» Лахути противопоставляет раскрытие классовой сущности исторических явлений, начиная от «Кесре-Кесра» Сассанидов, кончая Кремлем и Ватиканом. «До каких пор, о сердце, будешь плакать о троне Нушревана, во дворце Кремля ты читай скрытые тайны», — говорит Л., обращаясь к персидским поэтам. В Кремле «каждый рисунок в куполах сделан из крови народного сердца; каждый кусок стены здесь — это прах и тело погибшего под гнетом бедняка». Проводя аналогию между Кремлем и Медаин (дворец Сассанидов), Л. пишет: «Кремль и Медаин — оба построены бедняками и рабочими. Первый стал дворцом Романовых, а второй — дворцом сыновей Сассана». Но сейчас Кремль принадлежит уже не Романовым, а подлинному «хозяину дворца». «Когда хозяин дома занял этот дом, мир наш освободился от реакции господ». Поэтому Л. призывает к защите Кремля, т. к. Кремль — это «центр мира», где нет «ни нации, ни бога, ни сатаны». «Робаят» — самое блестящее произведение Л. В последнее время Л., систематически сотрудничая в ц. о. «Правда», дает стихи (они переводятся на русский яз.) о социалистич. строительстве и революционной борьбе Коминтерна. Необходимо еще отметить, что при непосредственном участии Л. создается революционная пролет. литература Таджикистана.
       Революционные рабочие и крестьянство Персии и рабочий класс нашего Союза имеют в лице Л. большого поэта, выразителя идей освобождения колониальных стран и борьбы за социализм.

Библиография:

I. Шяб-Намэ, Листовки, 1907; Лэали-йе-Лахути (Жемчуга Лахути), Стихотв., Константинополь, 1920; Чекамеи-Лахути, Стихотв.; Бахаринеи-Лахути, Стихотворения; Ирониамеи-Лахути, Стихотв.; Кремль и Робаят, Самарканд — Сталинабад, 1927; Эдэбият-е-Сорх, Самарканд — Сталинабад, 1927; Террор и организация, Брошюра на таджикском яз. Стихи в газетах: «Чэнтэ-йе-Пабэрэхнэ» (Персия), «Ирав-е-Нов» (Персия, 1910), «Шамэ» (Константинополь, 1920), «Таджикистан-Сорх», «Дехканин-Кэмбегаль» и журнал «Рехбер-и-Данеш», Таджикистан; «Сетаре-е-Сорх» (орган иранской компартии), Вена, «Правда» и т. д.
       

II. Бертельс Е. Э., Очерки истории персидской литературы, Л., 1928; Чайкин К., Краткий очерк новейшей персидской литературы, М., 1928; Канделаки Римма, Первый пролетарский поэт Ирана, журн. «На рубеже Востока», Тифлис, 1929, № 3; Brown, The press and poetry of modern Persia, L.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Лахути" в других словарях:

  • Лахути — персидская фамилия. Известные носители: Лахути, Абулькасим Ахмедзаде персидский поэт и революционный деятель первой половины XX века Лахути, Делир Гасемович российский философ, логик, филолог, переводчик, сын Абулькасима Лахути и Цецилии Бану… …   Википедия

  • Лахути А. — ЛАХУТИ́ Абулькасим (1887–1957), тадж. поэт. Участник Рев ции 1905–11 в Иране. С 1922 в СССР. Баллады, поэмы, лирика. Традиции вост. стиха сочетаются у Л. с поэтикой, восходящей к рус. рев. поэзии …   Биографический словарь

  • Лахути Д. — Делир Гасемович Лахути (р. 26 апреля 1934) российский философ, логик, филолог, переводчик. Содержание 1 Семья 2 Биография 3 Избранные труды …   Википедия

  • Лахути Д. Г. — Делир Гасемович Лахути (р. 26 апреля 1934) российский философ, логик, филолог, переводчик. Содержание 1 Семья 2 Биография 3 Избранные труды …   Википедия

  • Лахути —         Абулькасим Ахмедзаде (4.12.1887, Керманшах, Западный Иран, 16.3.1957, Москва), таджикский советский поэт. Член КПСС с 1924. Родился в семье ремесленника в Иране. Выступив как певец Иранской революции, Л. после переезда в СССР стал одним… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛАХУТИ — (Абулькасим Л. (1887 1957) иран. поэт и революционер, эмигрировавший в СССР (в 1922 г.); сотрудник Центрального изд ва народов СССР) Кто Маяковского гонитель И полномочный представитель Персидского ........ Лахути? Шенгели, господи прости,… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Лахути Абулькасим — (1887 1957), таджикский поэт. Участник Революции 1905 11 в Иране. С 1922 в СССР. Баллады, поэмы, лирика. Традиции восточного стиха сочетаются у Лахути с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии. * * * ЛАХУТИ Абулькасим ЛАХУТИ… …   Энциклопедический словарь

  • ЛАХУТИ Абулькасим — (1887—1957), таджикский советский поэт. По происхождению перс. Участник Революции 1905—11 в Иране. С 1922 в СССР. Чл. КПСС с 1924. Сб. стихов и поэм «Диван Лахути» (кн. 1—2, 1938—1940), «Таджикистанские стихи» (1940),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ЛАХУТИ Абулькасим — (1887 1957) таджикский поэт. Участник Революции 1905 11 в Иране. С 1922 в СССР. Баллады, поэмы, лирика. Традиции восточного стиха сочетаются у Лахути с поэтикой, воспринятой из русской революционной поэзии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лахути Абулькасим Ахмедзаде — (4.12.1887, Керманшах, Западный Иран, ≈ 16.3.1957, Москва), таджикский советский поэт. Член КПСС с 1924. Родился в семье ремесленника в Иране. Выступив как певец Иранской революции, Л. после переезда в СССР стал одним из зачинателей таджикской… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»