- Куплет
- Куплет
-
КУПЛЕТ (франц. couplet — от «couple» — «пара») — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.
Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес «с водевилями», т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом («говорком») под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: «Le senateur» (1813) — в русском переводе Курочкина — «Знатный приятель», «Le Marquis de Carabas» (Маркиз де Карабас), «Le souvenir du peuple» (Народные воспоминания), «Le vieux caporal» (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:
«Из чужбины дальней
В замок феодальный
Едет — трюх-трюх-трюх —
На кобылке сивой
Наш маркиз спесивый,
Наш отец и друг.
Машет саблей длинной,
Но в крови невинной!...
Вот какой храбрец!
Ой, бедовый, право!
Честь тебе и слава —
Ах, ты наш отец!
Слушать, поселяне,
К вам, невеждам, дряни,
Сам держу я речь.
Я — опора трона;
Царству оборона
Мой дворянский меч.
Гнев мой возгорится —
И король смирится...
Вот какой храбрец!
Ой, бедовый, право!
Честь тебе и слава —
Ах, ты наш отец!»
(«Le Marquis de Carabas» перев. Курочкина).
Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: «Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники». «Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти».
60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его «Нравственный человек» (1846), «Муж и жена», «Над чем мы смеемся», «Еще тройка», «Пропала книга», «Осторожность» — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося «Искрой».
С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в «Господах Головлевых» (1871), «с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником».
Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — «Манифест Юденича», «Танька-Ванька», «Генерал Шкура» и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например «Екатеринбург», «Сын коммунара», «Песня коммуны» и т. д.).Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- купле́т
-
(франц. couplet – пара строк), 1) тематически и синтаксически обособленные рифмованные двустишия во французской поэзии Средних веков и Возрождения.
2) Название каждой из чередующихся с рефреном строф современной эстрадной песни.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.
куплет — а, м. couplet m. 1. литер. Строфа стихотворения или песни, часть песенного текста на завершенную мелодию. Сл. 18. Строфа стихотворения, песни, первоначально из двух, а затем четырех и более стихов. БАС 1. Куплета. В тои ся куплете рече О мир. ВМЧ … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КУПЛЕТ — (фр. лат. copulare связывать, соединять). В музыке и поэзии первоначальное соединение двух рифмических предложений в одну строфу. Обыкновенно обозначает каждую строфу песни, оканчивающуюся особым припевом. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
куплет — песенка, строфа, куплетец Словарь русских синонимов. куплет сущ., кол во синонимов: 4 • куплетец (1) • … Словарь синонимов
КУПЛЕТ — (франц. couplet) строфа в песне. Куплеты песенка веселого, шуточного или сатирического характера … Большой Энциклопедический словарь
КУПЛЕТ — КУПЛЕТ, куплета, муж. (франц. couplet). 1. Строфа песни, стихотворения. 2. только мн. Сатирические песенки злободневного содержания, исполняемые с эстрады или в оперетте, обычно с повторяющимся припевом (театр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
КУПЛЕТ — КУПЛЕТ, а, муж. 1. Строфа песни, лирического стихотворения. 2. мн. Смешные сатирические песенки, исполняемые на эстраде, в водевиле, оперетте. | прил. куплетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КУПЛЕТ — муж., франц. несколько стишков, отделение песни. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Куплет — (Шаблон:Lang eng) часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева). Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться … Википедия
Куплет — (франц. couplet) раздел (часть) песни, включающий одну строфу поэтич. текста и одно проведение мелодии (напева). К. повторяется далее с новыми строфами текста точно или с какими либо изменениями. В результате образуется т.н. куплетная… … Музыкальная энциклопедия
куплет — а, м. 1) Строфа песни или стихотворения. Песня из пяти куплетов. Мне всегда кажется, что в ответ от него [Андрея Петровича] я получу пословицу, или куплет, или просто мычание (Олеша). 2) только мн. Сатирическая или юмористическая песенка на… … Популярный словарь русского языка
Полезное
Смотреть что такое "Куплет" в других словарях: