Кретьен де Труа

Кретьен де Труа
Кретьен де Труа

       
КРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) — величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. де Т. ничего неизвестно: сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании — обычно удел клериков, — а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской (с 1164), по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского (1169—1188), для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.
       Из произведений К. де Т. до нас дошли куртуазные романы: «Эрек» (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви; «Клиджес» (Cliges) — своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики; «Рыцарь в тележке» (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в литературе сюжет любви Ланселота (см.) к королеве Джиневре; «Ивайн, или рыцарь со львом» (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести; «Сказание о Граале, или Персеваль» (Perseval), соединяющее историю простеца Персеваля (см. «Парсифаль») с мистическими мотивами христианских апокрифов. Спорной остается принадлежность К. де Т. рифмованного «Жития Гвилельма Английского» и др.
       Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской литературе, К. де Т. в своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.
       Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, — К. де Т. первый вводит в куртуазную литературу matiere de Bretagne (романы «Erec», «Ivain», «Lancelot», «Perceval» разыгрываются на фоне двора короля Артура), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую (Cliges) романтическую тематику: но вместе с тем он открыто полемизирует с «греховным и постыдным» сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви (Cliges). И уже бесспорно выступление (хотя и в куртуазной оболочке) чуждых рациональной ясности куртуазного мировоззрения христиански-мистических мотивов в «Perceval’е», соединенных со столь же некуртуазным восхвалением «простеца», к-рому открывается тайное для мудрых мира сего.
       Так же — если не более четко — двойственность К. де Т. выступает в его отношении к женщине. Ранние романы дают образы, близкие к героиням Chansons de geste: Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения («Erec»). Напротив, в своих песнях К. де Т. развивает одно из основных положений новой концепции любви — учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.
       Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. де Т. колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса — рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности. Творчество К. де Т. стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля: К. де Т. равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях — аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы; и Г. Парис справедливо называет романы К. де Т. «проблемными романами» (romans a these).

Библиография:

I. Christian von Troye’s samtliche erhaltene Werke, hrsg. v. W. Foerster, «Romanische Bibliothek», 1884—1899, № 1, 5, 12, 20, 21; Ivain, hrsg. v. W. Foerster, 2 Aufl., mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.
       

II. Holland W. L., Chr. v. Troye, 1881; Emecke H., Chr. v. Troye als Personlichkeit und als Dichter, Wurzburg, 1892; Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. de Troye, Berlin, 1900; Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorgange in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903; Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. v. Troye, Halle, 1903; Borrman O., Putz R., Christians «Ivain» und Hartmanns «Iwain» nach ihrem Gedankengehalt, 1927.
       

III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863. См. «Ланселот», «Парсифаль», «Куртуазная литература», «Роман».

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Кретьен де Труа" в других словарях:

  • КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА — (Chretien de Troyes) (ок. 1130 ок. 1191) французский поэт. В рыцарских романах, в стихах ( Клижес , ок. 1176, Ланселот, или Рыцарь телеги , 1176 81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кретьен де Труа — Средневековая иллюстрация к роману «Ивайн» Кретьен де Труа, Крестьен из Труа (фр. Chrétien de Troyes; ок. 1135 ок. 1185)  выдающийся сред …   Википедия

  • КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА — (Chretien de Troyes) (ок. 1130 ок. 1191), автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое… …   Энциклопедия Кольера

  • Кретьен де Труа — (Chrétien de Troyes) (около 1130  около 1191), французский поэт. В рыцарских романах в стихах («Клижес», около 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176 81, и др.) использованы мотивы Артуровских легенд. * * * КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА… …   Энциклопедический словарь

  • Кретьен де Труа — (ок.1130 1191) один из известных фр. романистов; писал стихи в духе северофр. труверов. О нем известно мало. Происходил из Шампани, был духовным лицом, пользовался покровительством знатных сеньоров (графини Марии Шампанской, Филиппа Эльзасского,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Кретьен де Труа — (Chréstien, или Chrétien de Troyes)         (около 1130, Труа, около 1191), французский поэт. Писал стихи в духе северофранцузских труверов (См. Труверы), переводил «Искусство любви» и «Метаморфозы» Овидия, Лучшие произведения К. де Т.… …   Большая советская энциклопедия

  • Кретьен де Труа — (Chrétien de Troyes) (около 1130 — около 1191), французский поэт. В рыцарских романах в стихах («Клижес», около 1176; «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176—81) использованы мотивы Артуровских легенд, воплощавших идеалы рыцарской чести …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА — (Chrestien или Chrétien de Troyes) (ок. 1130 — ок. 1191), французский поэт. Стихотв. рыцарские ром. «Эрек и Энида» (ок. 1170), «Клижес» (ок. 1176), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (ок. 1176—81; конец написан Годфруа де Ланьи), «Ивейн, или …   Литературный энциклопедический словарь

  • Кретьен де Труа — КРЕТЬÉН ДЕ ТРУÁ (Chrétien de Troyes) (ок. 1130 – ок. 1191), франц. поэт. В рыцарских романах в стихах ( Клижес , ок. 1176; Ланселот, или Рыцарь телеги , 1176–81) использованы мотивы Артуровских легенд, воплощавших идеалы рыцарской чести …   Биографический словарь

  • Труа — (Troyes), город во Франции, на реке Сена, административный центр департамента Об. Свыше 60 тыс. жителей Лёгкая промышленность, машиностроение. Романские и готические соборы и церкви XIII XV вв., ренессансные и барочные церкви и дворцы XVI… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»