- Китс
- Китс
-
КИТС Джон (John Keats, 1795—1821) — английский поэт. Р. в семье содержателя постоялого двора. Выдержал экзамен на звание хирурга, но медицинской практикой не занимался. В 1817 выпустил сб. стихов «Poems», а в следующем году издал поэму «Эндимион». В 1820 вышла третья и последняя книга его стихов, в к-рую вошел отрывок начатой поэмы «Гиперион».
К. благодаря полученному образованию ушел из среды мелких торговцев и содержателей постоялых дворов, но не примкнул к другому классу и очутился в положении деклассированного интеллигента. В политике он лишь отчасти примыкал к группе либеральной буржуазии, возглавляемой Ли-Гентом. К. всю свою недолгую жизнь был глубоко индифферентен к вопросам политики, науки, религии. Реакционерам казалось, что К. принадлежит к либералам и со временем станет «силой», поэтому творчество его подверглось резким нападкам и сокрушающей критике со стороны реакционной печати. Раннюю смерть поэта друзья его рассматривали как результат травли со стороны реакционеров.
К. создал свою теорию искусства, к-рая является наиболее последовательной теорией искусства для искусства. Обосновывая и защищая ее, он занял враждебную позицию не только по отношению к политике или религии, но и к науке, что вызвало недовольство даже в среде его друзей. К. напр. жалуется, что наука снизила до обыденщины таинственную радугу, обрезала крылья у ангелов, лишила воздуха таинственных обитателей подземелий, гномов и т. д. По его теории искусство должно быть воплощением красоты, а не орудием политики, науки или религии. Поэт не учитель, не вождь, он не должен участвовать в общественной борьбе: поэт прежде всего творец. Свое понимание искусства он выразил краткой формулой: «Красота есть истина, истина есть красота; вот все, что мы знаем и что мы должны знать». Он горячо убеждал современных ему поэтов отказаться от социальной направленности в творчестве. Сам К. строго придерживался своей теории, стремясь создать «памятники вечной красоты», свободные от «мелочей злобы дня», от какого-либо отражения общественной жизни его времени. Поэтическое наследие К. невелико, талант его не успел развернуться, но все, написанное им, крайне оригинально. К. — романтик, но глубоко отличный от современных ему романтиков. Он не уходил в средние века в поисках кошмаров и ужасов, не уходил в экзотику в поисках необычайного. Он везде искал только красоту и находил ее большей частью в древней Греции, вольной и своеобразной трактовкой классических сюжетов вызывая гнев и возмущение сторонников классицизма.
Поэзия К. проникнута античным пантеистическим натурализмом. К. ставил своей целью максимальный объективизм в творчестве, и он действительно объективен даже в лирике. По формальным приемам обработки классических и средневековых сюжетов он стоит ближе всего к писателям эпохи Шекспира.
Основная черта творчества К. — культ самодовлеющего искусства. Через все его произведения проведен принцип «искусство выше жизни». Преобладание чувства над разумом, сочетание радости и скорби, непротивленческое примирение с действительностью, покорность року и искание успокоения в «тихой грусти», наслаждения — в страдании делает К. наиболее ранним предшественником прерафаэлитов и особенно буржуазного упадочного эстетизма типа Бодлера, Оскара Уайльда и др. Он близок к нашим символистам конца XIX и начала XX вв.
В эпоху напряженной классовой борьбы между английской аристократией и крупной буржуазией в последние годы XVIII и первой четверти XIX вв., завершившейся победой крупной буржуазии, в эпоху выступления на арену борьбы пролетариата, твердо заявившего о своем существовании как класса, на мелкую буржуазию обрушивались удары всех борющихся партий, сама же участвовать в борьбе она не могла, т. к. ее интересы не совпадали с интересами ни одного из борющихся классов. Отсюда беспочвенность ее идеологов (утопический анархизм Шелли, мистический пантеизм и символизм Блока и т. п.). Эта беспочвенность характерна и для К., и он уходит от непонятной, сумбурной для него действительности в мир абсолютной красоты; его поиски успокоения в скорби, в страдании и т. п., желание «тихо умереть» — результат полной беспомощности класса, невозможности для него не только победить, но и бороться. К. в свое время был непризнанным поэтом, творчество его ценили немногие, но зато он пользуется большим почетом у утонченных буржуазных эстетов и мистиков со второй половины XIX в. Пролетариату же творчество К. чуждо, непонятно, даже враждебно.Библиография:
I. The poetical works and other writings of J. Keats, 4 vv., ed. by Forman, 1883; Poetical works, ed. by Arnold, 1929; The letters, ed. by Golvin, 1891.
II. Гербель Н. В., Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1875; Венгерова З., Дж. Китс и его поэзия, «История западной литературы», т. II, изд. «Мир» (мистико-идеалистическая апология творчества Китса, ср. ее же ст. в «Вестнике Европы», 1889, X—XI); Розанов М. Н., Очерк истории английской литературы XIX в., ч. 1, Гиз, М., 1922; Lord Houghton, Life of J. Keats, 1848; Coloin, Life of J. Keats, «The Men of Letters Series», 1887; etienne L., Le paganisme poetique en Angleterre, «Revue de deux Mondes», 1867; Bridges R., A critical introduction to Keats, 1929; Saito T., Keats’ view of Poetry, 1929; Lowell A., John Keats, 1929.
III. Rossetti, John Keats, «Great Writers» (полная библиография).
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Китс
-
(Keats) Джон (1795, Лондон – 1821, Рим), английский поэт, представитель романтизма.
Дж. Китс
Родился в семье содержателя извозчичьего двора. Изучал медицину, получил звание лекарского помощника, но его судьбу определила страсть к литературе. За недолгие 25 лет жизни создал настоящие шедевры английской поэзии. Писал на темы любви, красоты, природы, искусства. Мастер сонета, причём предпочтение отдавал форме, привнесённой в английскую литературу У. Шекспиром («Чаттертону», 1815; «Сонет, написанный в домике Бёрнса», 1818). Первый сборник «Стихотворения» (1817) носит следы влияния сентиментальной школы, поэзии Э. Спенсера и др. поэтов Возрождения, хотя в нём уже звучат темы радости жизни, полноты земного существования, которые будут центральными в творчестве Китса. Характерен в этом отношении сонет «Кузнечик» (1817). Романтический идеал Китса проявился в противопоставлении красоты чистой и прекрасной природы ханжеству и практицизму буржуазной действительности («Ода соловью», 1819). В поисках идеала поэт обращается также к античности и Ренессансу («Ода греческой вазе», 1820; поэма «Гиперион», незакончена, опубл. в 1820). Творчество Китса отличается жанровым разнообразием, наряду с сонетами и одами он пишет баллады («La belle dame sans merci» – «Прекрасная безжалостная дама», 1819), исторические трагедии («Отон Великий», 1819), различные поэмы: сатирические («Колпак и бубенцы», 1817, незакончена), трагические («Изабелла», 1818; «Ламия», 1819), героические («Гиперион», не закончен). Китс – мастер тонкой интимной лирики, его отличает яркость видения мира и точность поэтических образов. За развитием таланта поэта внимательно следил Дж. Г. Байрон, который был потрясён ранней смертью поэта от чахотки. Его творчество высоко ценил П. Б. Шелли. На рус. язык произведения Китса переводили С. Я. Маршак, Б. Л. Пастернак, В. В Левик и др.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.