- Кирсанов
- Кирсанов
-
КИРСАНОВ Семен Осипович (1906—) — современный поэт, младший выученик лефовской школы. Р. в Одессе в семье портного. Печататься начал в 1924 в одесском журнале «Юголеф» и «Одесских известиях». Уже первая («предварительная») книжка стихов К. «Опыты» отличается высоким уровнем поэтической техники и вместе с тем крайне поверхностна по своему содержанию. С этим связано своебразное стихотворное трюкачество, от рецидивов к-рого К. не избавился до самого последнего времени (см. книгу «Слово предоставляется Кирсанову»). Несомненное тяготение К. к революционным мотивам неизменно вступало однако в противоречие с эстетско-формалистекой окраской его творчества. Дальнейший поэтический путь К. изобилует серьезными идейными промахами и ошибками, но все же направлен к актуальной тематике и к преодолению формализма. Поэма «Разговор с Дмитрием Фурмановым» (1928) намечает поворот в творчестве К. в сторону осознания необходимости сделать свою поэзию идейно насыщенной, боевой. Поэмы «Последний современник» и «Письма», объединенные в сборнике «Последний современник», знаменуют собой идеологический срыв К.: фантастическая картина будущего общества в «Последнем современнике» нарисована К. с мелкобуржуазной точки зрения. Стихотворный роман «Письма» представляет собой уход К. в нездоровое психологизирование «мятущегося» интеллигента.
Наряду с этими вещами К. упорно работал над произведениями газетно-публицистического характера, являясь в них учеником Маяковского.
Последняя из работ Кирсанова — поэма «Пятилетка». В поэме, являющейся по замыслу К. продолжением «Во весь голос» Маяковского, дана грандиозная картина строящегося социализма. Высокое художественное качество сочетается в ней с заостренной политичностью и публицистичностью метода. Однако и в «Пятилетке» К. еще не вплотную подошел к диалектическому осмыслению социалистического строительства. Классовая борьба не занимает в поэме должного места, техническая реконструкция хозяйства дана в некотором отрыве от социальных сдвигов, происходящих в стране. Это указывает на неизжитое до конца лефовское (см. Леф) мировоззрение Кирсанова.Библиография:
I. Прицел, Гиз., М., 1926; Зимние картинки, «Молодая гвардия», М., 1926 (для детей); Опыты (книга стихов предварительная), Гиз, М. — Л., 1927; Разговор с Дмитрием Фурмановым, «Заккнига», Тифлис, 1928; Моя именинная, поэма, «ЗИФ», М. — Л., 1928; Революционная поэзия Польши (перев. ред.), Гиз, М. — Л., 1929; Последний современник, «Федерация», М., 1930; Слово предоставляется Кирсанову, Гиз, М., 1930; Строки стройки, «ЗИФ», М. — Л., 1930; Перед поэмой, «Молодая гвардия», М., 1930; Встретим третий, «Молодая гвардия», М., 1930 (для детей); Пятилетка, ГИХЛ, М. — Л., 1931.
II. Розанов Н., Русские лирики, «Никитинские субботники», М., 1929; Тарасенков Ан., Опасности на путях поэта, «Книга и революция», 1930, № 19; Танин Н., Ударник поэтического цеха, «Комсомольская правда», 22/VIII 1930; Брик О., Ученик Маяковского, «На литпосту», № 1, 1931; Виноградов И., Невыполненная пятилетка, «На литпосту, 1931, № 1.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Кирса́нов
-
Семён Исаакович (1906, Одесса – 1972, Москва), русский поэт. Окончил гимназию, публиковался в одесском журнале «Юголеф». В 1924 г. познакомился с В. В. Маяковским, учеником которого стал. Переехал в Москву (1926), где вошёл в литературную группу ЛЕФ, в её журнале были опубликованы первые стихи Кирсанова – «Крестьянская – будённовцам» и «Красноармейская разговорная» (оба – 1925), построенные на игре просторечиями и диалектизмами. Маяковский продолжал вводить молодого поэта в литературу, считая своим преемником. Однако после выхода книг Кирсанова «Опыты», «Зимние картинки» (обе – 1927) и поэмы «Моя именинная» (1928) изменил своё мнение. В творчестве Кирсанова привлекал сам процесс стихосложения, эксперименты с внешней формой и языком, поиск каламбуров, ритма, неожиданных тропов и т. д. После смерти Маяковского поэт пытался занять его место, написал стилизованные поэмы «Пятилетка» (1930–31) и «Товарищ Маркс» (1933). Впоследствии Кирсанов неоднократно прибегал к приёму стилизации и переработки известных сюжетов, демонстрируя стилистическую виртуозность и возможности экспериментов. Цензура 1930-х гг. увидела в версификационных проектах поэта источник «вредного» содержания, и он вынужден был отказаться от них. В дальнейшем Кирсанов писал произведения, восхвалявшие подвиги тружеников, полные плакатно положительных и отрицательных героев. Широкую известность поэту принесла поэма «Александр Матросов» (1946), рассказывающая о подвиге легендарного героя. Тогда же поэт развивает жанр стихотворной фантастики («Поэма о Роботе», 1934; «Ночь под Новый век», 1940; «Зеркала», 1969; «Дельфиниада», 1970; и др., поражающие богатством художественного воображения).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.