- Канцона
- Канцона
-
КАНЦОНА — буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда и самое итальянское наименование жанра (итальянское — canzone, французское — chanson, провансальское canso). У трубадуров Прованса К. являлась довольно неопределенным термином, к-рым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская К. очень разнообразна: число строф неограниченно (обычно 5—7), чаще с особой концовкой (так наз. tornada), равно как и число стихов в строфе (как исключение встречается 42 стиха) и самые стихотворные размеры. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны, но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. Итальянские поэты, особенно представители городской буржуазной лирики XIII в., в том числе Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и сам Данте, усиленно культивировали К., особенно в своих произведениях аллегорического и философского содержания. Уже Данте дал некоторую теорию построения К. (во второй книге своего трактата «De vulgare eloquentia»), согласно к-рой К. должна состоять из двух частей: вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из к-рых в свою очередь может распадаться на piedi (первая) и volte (вторая). Все части К. соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так. наз. одиннадцатисложный стих. Обычно К. сопровождается концовкой. Наиболее совершенной формы К. достигает у Петрарки в XIV в., после чего этот жанр постепенно замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом выйти совсем из употребления.
В немецкую литературу форму канцоны вводят романтики (А. В. Шлегель, Рюккерт, Платен), в русскую — символисты (Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов — «К даме» в его сб. «Опыты», М., 1918, стр. 142).Библиография:
Floeck O., Die Kanzone in der deutschen Dichtung, Berlin, 1910.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- канцо́на
-
(итал. canzone – песня), твёрдая форма в итальянской любовной лирике позднего Средневековья и Возрождения. Стихотворение в этой форме состоит из 3–7 одинаковых строф, которые иногда замыкает финальная полустрофа – «кода» (итал. coda – хвост). При этом каждая из повторяющихся строф трёхчастна. Две первые части – одинаковы (как правило, по 3 или по 4 строки), их называют «шагами» (итал. piedi). Третья часть – так же, как и финальная полустрофа, именуемая «кодой» – немногим длиннее и открывается стихом, который зарифмован с последним стихом второго «шага». Яркие итальянские образцы – в поэзии Данте и Ф. Петрарки.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
- Канцона
-
КАНЦОНА. Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1—3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum'a и maximum' стихов (напр., 11—16), а также количества строф (3—7) и соблюдения еще некоторых условий метрики и рифмования. То же и о господствовавшем одно время взгляде на канцону, как на любовную песню. Безусловное о канцоне: стихотворное произведение, преимущественно лирическое, первая строфа которого пишется любым метром, с соблюдением или без соблюдения одинакового числа стоп, число рифм и порядок рифмования произвольны; возможны случаи нерифмованных стихов среди рифмованных, вообще построение строфы на принципах наибольшей свободы. Остальные строфы (количество их не ограничено) строятся по точной схеме первой строфы. Последняя строфа, называемая прощальною, короче основных и имеет в схеме своей элементы тождества со схемою основных; простейший случай: имея основную десятистишную строфу, берем для прощальной схему конца основной строфы, начиная, напр., с 4-го, 5-го или шестого стиха. Главнейшее достоинство концоны — введение в каждую новую канцону новой строфы, не встречавшейся ранее ни в этой форме, ни вообще. Традиция поэзии трубадуров.
И. Р. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.