- Ирвинг
- Ирвинг
-
ИРВИНГ Вашингтон (Washington Irving, 1783—1859) — северо-американский писатель. Родом из семьи состоятельных нью-йоркских буржуа. Первым лит-ым опытом И. были газетные очерки в духе аддисонова «Зрителя» под характерным псевдонимом «Jonathan Oldstyle». В 1807—1808 совместно с Джемсом Полдингом (J. Paulding) И. выпускал альманах «Всякая всячина» (Salmagundi), составлявшийся из юмористических и бытовых зарисовок Нью-Йорка. В эти годы Нью-Йорк быстро становился центром торговой буржуазии, демократическая серость к-рой претила романтику И. Теплый юмор его «Истории Нью-Йорка (с сотворения мира и по конец голландской династии), составленной Дидрихом Никкербокером» (Knickerbocker’s History of New-York, 1809) возвращал читателя к живописной экзотике захолустного голландского поселения, каким был Нью-Йорк еще в конце XVIII в. Книга имела большой успех и дала имя целой лит-ой группировке Нью-Иорка (Knickerbocker group — Полдинг, Галлек и др.). Той же эстетической романтикой прошлого полны последующие книги И., написанные в форме очерков: «Sketch book» (1819), «Bracebridge Hall» (Поместье Брэйсбридж, 1822), «Tales of a Traveller» (Письма путешественника, 1824), «Conquest of Granada» (Завоевание Гренады, 1829) и «Legends of Alhambra» (Легенды Альгамбры, 1832). Все эти книги были написаны в Европе, где И. с 1814 был торговым представителем фирмы своих братьев в Ливерпуле, а с 1826 но 1832 — атташе американского посольства в Мадриде. Терпеливо выжидая в Европе той норы, когда из американских дельцов сформируются меценаты, И. в Англии, только что перенесшей луддитские волнения, видел лишь уютные поместья и живописные церкви, а в Испании — одни мавританские древности. Безукоризненные по яз. очерки И., соединяя блестящую стилизацию под скэтчи Аддисона с модным со времени Вальтер Скотта историзмом, стали классическим образцом английской художественной речи и сделали И. первым из американских писателей, получивших признание в Англии. Сам И. пишет в одном из предисловий: «Казалось каким-то чудом, что американский дикарь может сносно писать по-английски. На меня смотрели (в Англии) как на что-то новое и странное в лит-ре: полудикарь с пером в руке, а не в голове». И. открывает собою ряд американских писателей, тяготевших к Европе, ее культуре и ее лит-ой технике (ср. Г. Джемс, Кэбелл и др.). Написанные по возвращении в Америку «A tour on the prairies» (Поездка в прерии, 1835), «Astoria» (1836) и «Adventures of captain Bonneville» (Приключения капитана Бонвиля в Скалистых горах и на Дальнем Западе, 1837) показали, что И. отказался от романтико-эстетического пренебрежения к деляческой прозе американской действительности и, как он сам пишет, «признал заслуги великого торгового и финансового класса нашей страны» и разумность «нашего правления, основанного на компромиссе». В другом письме И. находим «похвалу» земельным спекуляциям на Западе, в к-рых И. видел мощный двигатель прогресса. В «A tour on the prairies» видим художественно беспомощную попытку И. описать пионерскую экспансию, в «Astoria» — восторженный апофеоз экономического освоения Аляски одним из первых миллионеров — меховым королем Астором. Все это восстанавливало ослабевший в Америке интерес к И., обеспечивая ему выпуск биографий, продолжавших линию ранней его работы («Колумб», 1828). Одна за другой печатаются «Жизнь Голдсмита» (1849), «Жизнь Магомета» (1850), пятитомная «Жизнь Вашингтона» (1855—1859), но все эти попытки И. приспособиться к новым вкусам американской публики были вне его художественных возможностей и сводились, по выражению одного его биографа, «к стараниям старого джентльмена выполнить свои обязанности перед издателем». Самый ценный вклад И. в американскую художественную лит-ру — это оформление им в ранних «Sketch books» нового жанра short story, получившего после Эдг. По такое широкое развитие. От переходной формы художественного фельетона (sketch) через сцепление их единым рассказчиком («Bracebridge hall») И. доходит до фабульного рассказа (short story). Таковы знаменитые «Rip Van Winkle», «Legend of sleepy hollow» (Легенда об уснувшей долине) и др. short stories, вошедшие в «Sketch books».Библиография:
I. Собр. сочин. в 2 тт., N.-Y., Putnam, 1910; Irving P. M., Life and letters of W. Irving, pp. 862—864.
II. Warner C. D., W. Irving, 1881; Boynton H. W., W. Irving, 1901; Hellman G. S., Washington Irving Esq. Ambassador, 1925.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- И́рвинг
-
(Irving) Вашингтон (1783, Нью-Йорк – 1859, Тарритаун, штат Нью-Йорк), американский писатель, родоначальник американской новеллы.
В. Ирвинг
Сын преуспевающего нью-йоркского негоцианта, торговавшего вином и сахаром, был одиннадцатым ребёнком в семье. Получил юридическое образование, хотя в ун-те не учился. В 1804–06 гг. путешествует по Европе, по возвращении начинает заниматься литературой. Издаёт с братом и друзьями серию нравоописательных очерков в стиле Аддисона «Салмагунди, или Причуды и мнения Ланселота Лангстаффа, эсквайра, и других» (1807—08), полных юмора и пародий. Затем выходит в свет первое крупное произведение Ирвинга – шутливая «История Нью-Йорка с сотворения мира и до конца голландской династии, составленная Дидрихом Никербокером» (1809). Написанная с использованием излюбленного в романтической прозе приёма «найденной рукописи», «История Нью-Йорка» была построена по примеру популярных в 18 в. жизнеописаний и исторических трудов, хотя описываемые события не содержали ничего серьёзного и торжественного. Подобное несоответствие порождало комический эффект и позволяло высмеивать вполне современные автору предрассудки и расхожие мнения о самых различных предметах, от политики до литературы. Настоящую славу Ирвингу принесли вышедшие позднее сборники рассказов – «Книга эскизов» (1819—20), «Брейсбридж-Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824), «Альгамбра» (1832). Именно с признания Ирвинга в Европе («Книгу эскизов» ему помог издать сам В. Скотт) американская литература оформилась как истинно нац. литература, у неё появилось своё лицо и свой взгляд на мир. Написанные в жанре новеллы, эти произведения стали подлинно американскими как по тематике, так и по использованию в них образов американского народного творчества. В них отразилось романтическое стремление Ирвинга унестись прочь от духа торгашества и стяжательства, характерного для Америки, в идеальное прошлое своей страны. Для Ирвинга, уроженца Нью-Йорка, это был мир голландских поселений с их неторопливой, размеренной жизнью. Но особенностью романтизма Ирвинга было то, что он сознавал условность своего идеала, – это проявлялось в ироничном любовании прошлым, в котором он хорошо видел не только достоинства, но и недостатки, а может быть, и источник будущих зол. Именно таким прошлое предстаёт в самом известном рассказе Ирвинга «Рип Ван Винкль». В нём романтическое отношение к природе, которую автор описывает с большим поэтическим мастерством, сочетается с рационализмом в оценке героев и событий. С иронией автор повествует о приключениях недалёкого Рипа, противопоставляя старое и новое в американской действительности. В 1828 г. выходит из печати трёхтомная «История жизни и путешествий Христофора Колумба». В 1832 г. Ирвинг пишет вызвавшую возмущение демократической общественности историю мехового магната Дж. Дж. Астора – «Астория». Отдал дань Ирвинг и историко-биографическом жанру, написав «Жизнь Оливера Голдсмита» (1849), «Жизнь Магомета и его последователей» (1849—50) и пятитомную «Историю Джорджа Вашингтона» (1855—59). Но в истории американской литературы он остался прежде всего родоначальником американской новеллистики, создателем нац. литературного пейзажа и первооткрывателем нац. фольклорного наследия.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.