- Интуиция
- Интуиция
-
ИНТУИЦИЯ — см. Творческий процесс.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Интуиция
-
ИНТУИЦИЯ — один из путей человеческого познания, отличаемый от другого — логического, рационалистического, дискурсивного пути. Последний способ познания и мышления представляет собой деятельность рассудка, подчиненную закону «достаточного основания»; она сопоставляет и обобщает явления, устанавливает их последовательность, изучает отношения между ними. Это познание частичное, относительное и абстрактное (отвлеченное). Ему противоположно познание интуитивное.Если, по мысли знаменитого французского философа А. Бергсона, интеллектуальный метод опирается на ум, как «способность, выделывающую и применяющую неорганические орудия», для чего так важны находимые им внешние, количественные отношения явлений, то интуиция опирается на инстинкт, то-есть, на способность, «выделывающую и употребляющую органические орудия».Интуиция — осознание инстинкта.Поэтому познание жизни, одушевленности — область интуиции.Постижение жизни, основанное на инстинкте, интуиция — дар переживания чужой жизни, как своей собственной, интимная связь с вещами, любовь, как познание. Для нее нет ничего мертвого. Поскольку мы живем и чувствуем жизнь чужую, постольку в нас проявляется интуиция, для которой все — жизнь, все — органично, а не механично, т. е. все одушевлено и целостно, а не лишь сумма своих частей.Поэтому И. дает предмет сразу, целиком, причем все его элементы познает на основе целого и из целого.Интуиция и присуща, прежде всего, искусству, этому познанию и чувству живого по преимуществу. Философы интуиции и исходят, главным образом, из искусства, как особого вида познания, свидетельствующего о силе и правде интуитивного постижения. Но искусство не только являлось бесспорным подтверждением и оправданием интуиции. Художественный инстинкт, создающий целые организмы-миры с особым видом бытия, с несомненной жизнью, растущей и изменяющейся в воспринимающем их человеческом сознании и вместе с ним, — стал источником для понимания творчества вообще. Мир стали рассматривать, как художественное произведение.Это не значит, конечно, что интуиция в искусстве нашла совершенное выражение.Она роковым образом разбивается о средства последнего, а в интересующем нас искусстве — литературе, поэзии — о слово, прежде всего, приспособленное к целям противоположного интуиции — рассудочного, понятийного, отвлеченного познания и связанным с ним нуждам человеческого общежития. Она затирается и искажается в техническом процессе искусства, в облекающих ее художественных формах. Это сознавали, этим болели величайшие художники слова — Тютчев, Фет, Достоевский и др. (см. ст. «Писатель»).И весь смысл развития художественных средств, это — приведение их в соответствие с интуицией, возможно большее опрозрачнение формы, в том, чтобы она стала сквозной, просвечивающей, а не заслоняющей.Приближение к разрешению этой задачи беспредельно и незавершимо, но оно во всем развитии искусства. И в своей технике оно, как изобразительное, так и словесное (в творчестве Толстого, Достоевского, Тютчева, напр.), шло от «внеположности частей» и неподвижных твердых форм к передаче улавливаемых художественной интуицей непрерывности, взаимного проникновения, движения и становления жизни.
А. Лаврецкий. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.