Альтенберг

Альтенберг
Альтенберг

       
АЛЬТЕНБЕРГ Петер (Peter Altenberg, 1859–1919) (псевдоним Рихарда Энглендера) — австрийский писатель, типичный представитель венской литературной богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. — яркий образчик литературного импрессионизма (см.) в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: «Как я это вижу» (Wie ich es sehe, 1896), «Что мне приносит день» (Was der Tag mir zuträgt, 1900), «Prodromos» (1905), «Сказки жизни» (Die Märchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), «Избранное» (Die Auswahl, 1908), «Земмеринг» (Semmering, 1912), «Feschung» (1914) и «Nachfeschung» (1916) и посмертный «Сумерки жизни» (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. — его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. — вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления — выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. — меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное — оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к «эпатированию» буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к к-рому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. — причина крайней узости его тематики. Это — или легкие наблюдения окружающей среды, или — чаще всего — внутренние «наблюдения» — лирические настроения — размышления.
               Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем — взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. отдельными художественными единицами. Художественный принцип А. выражается композиционно в замене развертывания образа, явления — намеком на него (часть вместо целого). Желая дать «экстракты жизни», «человека в одной фразе, душевное переживание на одной странице, пейзаж в одном слове», А. стремится в афористическо-замкнутой форме миниатюры дать наблюдение как символ целого явления. Но благодаря отсутствию подлинной мысли этот символизм остается на поверхности. Чередование мелких наблюдений с лирическими размышлениями заставляет его разорванную прозу колебаться между формами миниатюрной новеллы-анекдота и (чаще всего) лирически окрашенным афоризмом или стихотворением в прозе. Социально чуждый нам, А. не представляет большого интереса сейчас и в плоскости чисто эстетической. Творчество А. сохраняет значение гл. обр. историко-литературное как типичное выявление импрессионистского стиля.

Библиография:
Люблинский С., Итоги современного искусства, М., 1905; Мович Л., П. А., «Совр. мир», VIII, 1908; Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Martens K., Literatur im Deutschland, Lpz., 1916; Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Dresden, 1922.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Альтенберг" в других словарях:

  • Альтенберг — Альтенберг: Альтенберг город в Германии, в земле Саксония. Альтенберг, Петер австрийский писатель. Альтенберг Линц ярмарочная коммуна (нем. Marktgemeinde) в Австрии …   Википедия

  • Альтенберг-трио — Альтенберг трио, собственно Трио имени Альтенберга (нем. Altenberg Trio) австрийский камерный ансамбль, основанный в 1994 г. и базирующийся в Вене. Названо в честь поэта Петера Альтенберга, известного своей дружбой с Густавом Малером и… …   Википедия

  • Альтенберг (Рудные горы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Альтенберг. Город Альтенберг (Рудные горы) Altenberg (Erzgebirge) Герб …   Википедия

  • Альтенберг-Линц — У этого термина существуют и другие значения, см. Альтенберг. Ярмарка Альтенберг Линц Altenberg bei Linz Страна Австрия …   Википедия

  • Альтенберг, Петер — Петер Альтенберг Peter Altenberg …   Википедия

  • Альтенберг-на-Раксе — Коммуна Альтенберг на Раксе Altenberg an der Rax Страна АвстрияАвстрия …   Википедия

  • Альтенберг Петер — (Peter Altenberg, род. в 1859 г.) немецкий писатель резко декадентского направления. В 1896 г. появился первый сборник его небольших эскизов: Wie ich es sehe , за которым последовали Ashantee (1897) и Was der Tag mir zuträgt . Короткие картинки… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Альтенберг аббатство в Пруссии — упраздненное в 1803 г. цистерское аббатство в прежнем княжестве Берг, теперешнем Мюльгейском прусском округе, славившееся некогда своим богатством и влиятельностью; лежит в 14 км. к ССВ от города Мюльгейм в долине р. Дюн. Оно основано в 1133 г.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Альтенберг город в Саксонии — горный город в Саксонии, в Дрезденском округе, в Диппольдисвальдском участке, на высоте 747 м над уровнем моря, в восточной части саксонских гор Эрцгебирге, местопребывание окружного суда; жителей 1915 (1885). Внутри находящейся к северо востоку… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Альтенберг область на бельгийско-прусской границе — (Moresnet) нейтральная область на бельгийско прусской границе; см. Морене …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»