Иммерман

Иммерман
Иммерман

       
ИММЕРМАН Карл Лебрехт (Karl Lebrecht Immermann, 1796—1840) — немецкий писатель. Р. в семье прусского чиновника в Магдебурге, принимал участие в так наз. освободительной войне 1813, получил юридическое образование, с 1817 — на государственной службе.
       Первые стихи И. («Gedichte», 1822) и ранние трагедии («Cardenio und Celinde», 1826, и др.) написаны в духе позднего романтизма; затем И. переходит к исторической драме («Kaiser Friedrich der II», 1828; трилогия «Alexis», 1832, посвящена конфликту между Петром Великим и Алексеем), выдвигая сильную личность как носителя и символ движущих исторических сил. В своей новелле «Der Karneval und die Somnambule» (Карнавал и сомнамбула, 1829) он сатирически изобразил излюбленный романтиками сомнамбулизм и месмеризм, в «Tulifantchen» (1830) и ряде комедий он дал пародию на романтизм и эпигонскую классику (Платен), в своей драме (скорее романтической сказке) «Merlin» (1813) пытается вернуться к романтизму и выразить в ней «раздвоенность и страданье всего человечества».
       И. является создателем и руководителем знаменитого театра в Дюссельдорфе (1835—1838), где работал и известный драматург Граббе (см.). И. открыл отделение этого театра и в Эльберфельд-Бармене, где сблизился с кружком рейнских («воинствующих») романтиков, руководимым Фрейлигратом: эту молодежь И. восхищал своими постановками Байрона и молодого Шиллера (кружок состоял почти исключительно из политических поэтов, в том числе Верта, молодого Энгельса и мн. др.). В это время — в период бурного развития промышленности в Рейнской провинции — И. пишет свои лучшие романы: «Эпигоны» (Die Epigonen, 1836) и «Мюнхгаузен» (Munchhausen, 1835—1839), в которых изображена борьба между феодализмом и промышленным строем (Меринг). В «Эпигонах», наиболее значительном своем произведении, сделавшем И. одним из зачинателей основной лит-ой формы раннего немецкого реализма — так. наз. «Zeitroman», большого социально-бытового романа современности, — он с грустью указывает на победу буржуазии над дворянством: изящный дворец уступает место фабрике, деревенская идиллия разрушается «торжеством жестокого талера». Симпатии И. на стороне погибающих дворян. В «Эпигонах» кающийся племянник фабриканта разрушает фабрику, становится мелким помещиком-хуторянином, а большую часть своей земли раздает крестьянам. В еще более мрачных тонах И. изображает победоносное шествие капитализма и гибель дворянства в «Мюнхгаузене»: это — ломка всех старых устоев, быта и нравов. Если дворянский мир гибнет, а новое буржуазное общество состоит из мошенников, то И. знает только один выход: от дворянства и буржуазии к крестьянству, от романтизма к народничеству (Фриче). «Мюнхгаузен» — это сатира не только на капитализм, но и на всю буржуазную культуру: на гегельянство, либерализм и т. д. В роман вставлена повесть «Oberhof» (русск. перев. — «Старостин двор»), где изображены в идеализированном виде вестфальские крестьяне-хуторяне.
       И. принадлежит к той части раздвоенной немецкой интеллигенции 20—30-х годов, к-рой пришлось пережить эпоху крушения феодализма под напором капитализма и первые выступления революционной интеллигенции и рабочих. Но выход из тупика И. видел только в консервативном народничестве, в идеализации нетронутого «веком демократии» крепкого крестьянина. Эти тенденции И. не являются обособленными: в той же Рейнской провинции в это же время поэтесса А. фон Дросте-Гюльсгоф противопоставляла растущему промышленному городу дворянскую усадьбу; И. П. Гебель идеализировал в своей поэзии крестьянский консервативный быт, а более демократический Б. Ауэрбах изображал в назидание развращенному городу неиспорченную массу вообще. Творчество И. своеобразно выразило как народничество кающегося дворянства, так и народничество кулацкое (Фриче); оно существенно отличается от народничества мелкой буржуазной интеллигенции 40-х гг., получившего название «истинного социализма».

Библиография:

I. Samtliche Werke, hrsg. von K. Boxberger, 20 Bde, 1883; Werke, 4 Bde, Kurschners deutsche Nationalliteratur, hrsg. von Max Koch, 1887; Werke, 5 Bde, hrsg. von Harry Maync, 1906; Werke, 3 Bde, hrsg. von Werner Deetjen, 1908. На русск. яз. перев. повесть «Старостин двор» (Der Oberhof), M., 1882.
       

II. Фриче В., Очерк развития зап.-евр. литературы; Маркс и Энгельс, Сочин., т. II, 1929; Maync Harry, Immermann. Der Mann und sein Werk im Rahmen der Zeit- und Literaturgeschichte, 1921; Brecht W., Heine, Platen, Immermann, 1925; Risse Jose, K. L. Immermann, 1926.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Иммерман" в других словарях:

  • Иммерман Карл — (Immermann) Иммерман Карл Лебрехт (Immermann, Karl) (1796 1840) Немецкий писатель романист, драматург, театральный деятель. Родился 24 апреля 1796 в Магдебурге. По образованию юрист. С 1822 известен как поэт и драматург. 1832 1837 возглавлял… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИММЕРМАН (Immermann) Карл Лебрехт — (1796 1840) немецкий театральный деятель, писатель. В 1832 37 возглавлял театр в Дюссельдорфе. Ставил произведения И. В. Гете, Г. Клейста, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Стремился к ансамблевости исполнения. Социальные реалистические ( Эпигоны , 1836)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иммерман Карл Лебрехт — Иммерман (Immermann) Карл Лебрехт (24.4.1796, Магдебург, 25.8.1840, Дюссельдорф), немецкий писатель, драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В 1822 выступил как поэт и драматург. В 1832 организовал театр в Дюссельдорфе (работал до… …   Большая советская энциклопедия

  • Иммерман Карл Лебрехт — (Immermann) (1796 1840), немецкий театральный деятель, писатель. В 1832 37 возглавлял театр в Дюссельдорфе. Ставил произведения И. В. Гёте, Г. Клейста, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Стремился к ансамблевости исполнения. Социальные реалистические… …   Энциклопедический словарь

  • Иммерман — (Immermann)         Карл Лебрехт (24.4.1796, Магдебург, 25.8.1840, Дюссельдорф), немецкий писатель, драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В 1822 выступил как поэт и драматург. В 1832 организовал театр в Дюссельдорфе (работал до… …   Большая советская энциклопедия

  • Иммерман К. Л. — И́ММЕРМАН (Immermann) Карл Лебрехт (1796–1840), нем. театральный деятель, писатель. В 1832–37 возглавлял т р в Дюссельдорфе. Ставил произв. И. В. Гёте, Г. фон Клейста, Ф. Шиллера, У. Шекспира. Стремился к ансамблевости исполнения.… …   Биографический словарь

  • ИММЕРМАН, Генриетта Германовна — (1906 1982)   Японовед филолог, переводчик худож. лит ры. Род. в г. Херсон. Ок. ЛИЖВЯ в 1927. Преп. в ЛИЖВЯ/ЛВИ (1927 35), ЛИФЛИ. С янв. 1936 секр. Япон. кабинета ИВ АН СССР. Под рук. Н. И. Конрада занималась изучением документов по истории… …   Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • Иммерман Карл Леберехт — (1796 1840) немецкий театральный деятель, писатель, автор реалистических (1836, Эпигоны ) и остросатирических (1838, Мюнхгаузен ) романов и драм …   Словарь литературных типов

  • Карл Лебрехт Иммерман — (1796 1840 гг.) писатель, театральный деятель Мораль лучше излагается в кратких изречениях, нежели в длинных речах и проповедях. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»