Идеализация


Идеализация
Идеализация

       
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает. Восприятие писателем окружающего мира вследствие этого неоднородно: оно тяготеет к акцентированию в нем вредных явлений в том случае, когда действительность чужда автору и, наоборот, когда художник изображает явление социально близкое, он подчеркивает в нем положительные стороны.
       Классическим примером такой И. может служить экспозиция Штольца. Штольц играет в романе Гончарова функцию контробраза по отношению к Обломову. Характеристика его изобилует поэтому упоминанием о всех тех качествах, к-рые у Обломова отсутствуют вовсе. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь... Движений лишних у него не было... Он шел твердо, бодро, жил по бюджету... Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе... У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд...» и т. п. («Обломов», часть 2, гл. II). В характере и поведении такого рода деятелей русского промышленного капитализма было немало темных и отрицательных сторон; Гончаров не говорит о них, ибо сочувствует Штольцу, ибо образ последнего соответствует всем социальным устремлениям гончаровского творчества, яркого выражения процесса распада буржуазного патриархализма.
       Однако объект И. не обязательно должен принадлежать к той же классовой группе, какая представлена данным автором. Не менее часты случаи, когда идеализируются образы, лежащие на пути социальной ориентации соответствующей классовой группы. Так напр. идеализирован «первый хозяин, к-рый когда-либо бывал на Руси» — Костанжогло в «Мертвых душах» Гоголя: у него и сеянный лес («у другого в пятьдесят лет не поднялся так, а у него в восемь вырос»), и блестящее имение, и несметное богатство, и, главное, необыкновенное уменье хозяйствовать. Этот образ кулака-буржуа дан в сугубо восторженных характеристиках, в противовес рушащемуся миру мелкопоместной Руси, как предмет вожделений «приобретателя» Чичикова.
       Не менее характерен и другой пример — И. мужика в творчестве Льва Толстого.
       В образе Платона Каратаева подчеркнуты как раз те черты, которые должны показать читателям Л. Толстого с наилучшей стороны русского крестьянина. Черты эти — ласковая доброжелательность к барину, набожность, незлобивость к врагу, доходящая до полного непротивления злу, наконец какая-то особая «певучесть» голоса, округлость манер и т. п. Такой образ мужика закономерно возникает у художника русской кающейся аристократии, и идеализация Каратаева обусловлена исканиями Пьера Безухова. «В произведениях Толстого народ фигурирует только мимоходом и только в той мере, в какой он нужен художнику для того, чтобы изобразить душевное состояние героя-дворянина» (Г. Плеханов, Н. А. Некрасов, Сочин., т. X, стр. 379).
       Подробнее об И. — см. статью Образ. Там же даны и библиографические указания.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Идеализация
ИДЕАЛИЗАЦИЯ или идеализирование есть ложное восприятие действительности, видоизмененной в приближении к идеалу вследствие усиления и выдвигания положительных сторон и ослабления или устранения сторон отрицательных. И. в литературе есть прикрашенное изображение действительности, дающее представление о ней, не сответствующее ее подлинному состоянию. И. возникает благодаря пристрастному (в положительную сторону) отношению чувства, подобно тому, как пристрастие или предпочтение, оказываемое рассудком, создает тенденциозность. Таким образом, произведения, в которых сильно заметны черты идеализации, тоже являются тенденциозными, то-есть, определенно направленными, — но только вследствие выраженных в них невольных влечений, а не вследствие известных теоретических взглядов у автора. Вполне тенденциозными, т.-е. уже нехудожественными, оказываются те произведения, в которых вследствие идеализации создаются так называемые ходульные герои какой-нибудь добродетели, вместо живых образов.
По объему своего захвата, т.-е. касается ли идеализация всех или большей части усматриваемых сторон явления, или только некоторых и немногих из них, литературная И. может быть полной (более или менее) или лишь частичной. По характеру внутренних мотивов, порождающих ее, И. может быть, например, нравственной или патриотической, т.-е. возникшею под влиянием нравственных чувств или любви к родине. По своему предмету или той группе явлений, которая подверглась И., можно отличать, напр., И. национальную, классовую и т. п., когда художественно воссозданные достоинства и привлекательные черты народов или сословий не уравновешиваются воссозданием их недостатков и пороков. Необходимо также выделить И. историческую, когда известные эпохи развития народов получают одностороннее освещение благодаря симпатиям автора, — средние века, античный мир, древняя Русь. Возможна также И. современности Сознательной и полной И. жизни человечества в его отдаленном будущем являются утопии (см. это слово). И. часто являются изображения быта первобытных народов (дикарей). Из отдельных видов И. можно указать, напр., на И. войны в большей части ее изображений в старой литературе. Образцы нового изображения войны, воссоздающего всю полноту ее особенностей, — главным образом, неприглядных, которые были слабо затронуты в прежних, сильно идеализованных ее изображениях, — дает Лев Толстой (Рассказы из Кавказской войны, «Севастопольские рассказы», «Война и мир»). После Толстого литературные И. войны уже невозможны. (Предшественником Л. Толстого в описании военных картин был французский писатель Стендаль — Анри Бейль, повлиявший даже на Л. Толстого). Что же касается И. в изображениях любви у поэтов и в художественной прозе, например, у Тургенева, то надо иметь в виду следующее. И. присутствует неизбежно, она на лицо в самом чувстве любви, так что И. при изображении этого чувства есть воспроизведение самой действительности. Момент И. вообще, вполне естествен и необходим в любви какого бы то ни было рода, — напр., к семье, к родине, так как любовь есть всегда пристрастие. Конечно, выражение И. в любви, проведенное в ущерб выражению других сторон этого чувства, делает изображение неполным. Но отодвигать моменты И. в угоду изображению этих других, недуховных сторон любви, есть не меньшая односторонность. Однако, объединение этих двух сторон — И. и физиологизации в любви — не сообщает ей полноты, так как любовь существенно определяется некоторым особым родом отношения к предмету чувства, который также называют И., но который есть собственно идеизация, — момент не просто психологический, но художественный, творчески созерцательный. Идеизация есть вообще возведение действительности в «идею». Гоголь говорил, что художник возводит все в «перл создания». Тургенев утверждал, что художник может касаться чего угодно из мира действительности, лишь бы оно «образом ложилось в душу». Гете говорил, что дело художника поднять действительность к «прекрасной видимости». Художественный образ есть прообраз явлений, он включает в себе «возможность» целого ряда действительных явлений, как говорил Белинский; он есть «сосредоточенное отражение» жизни, как выражался Тургенев. В этом смысле каждый художественный образ есть тип, как это и было превосходно понято Белинским. (Впоследствии слово: тип получило более специальное значение. См. это сл.). Вот эта художественная идеизация, в виду малой распространенности такого термина, также называется И., которая, следовательно, имеет двоякое значение: общей и частной, или существенной и случайной характеристики искусства.
И. в собственном ее смысле противостоит искание правды. Так, Л. Толстой в своих «Севастопольских рассказах» говорит, что героем избрал правду войны. Глеб Успенский, в противовес И. крестьянства у «народников» говорил «правду о мужике». Протест против И. может выродиться в натурализм, как трезвое и мало художественное воспроизведение жизни. У нас в шестидесятые годы это называлось иначе, например, «Физиология Петербурга», «физиологические очерки» в беллетристике.
Примерами художественной И. могут служит романы Вальтер-Скотта и произведения немецкого романтизма (И. средних веков); романы Сенкевича (И. старой шляхетской Польши), у нас романы Загоскина; произведения Златовратского и ряда других народников. Великий поэт философско-нравственной И.-Ф. Шиллер.
Крайним противоположным полюсом по отношению к И., как прикрашиванию действительности, является каррикатура, как искажение действительности, а также сатира, как подчеркивание дурных сторон жизни.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Идеализация" в других словарях:

  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ — (от греч, idea образ, идея) понятие, означающее представление ч. л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле. В образованных в результате И. понятиях мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют и прообразы… …   Философская энциклопедия

  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ — идеализирование; идеализировать представлять что либо лучшим, более совершенным, чем оно есть на деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИДЕАЛИЗАЦИЯ такой взгляд на окружающее, когда люди и явления… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • идеализация — См …   Словарь синонимов

  • идеализация — и, ж. idéalisation. Представление кого , чего л. лучше, чем есть в действительности; наделение образцовыми качествами. БАС 1. Тип этот <инока летописца> дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он только фантазия и идеализация поэта.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, точка , абсолютно твердое тело , идеальный газ ).… …   Современная энциклопедия

  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ — 1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., точка , абсолютно твердое тело , идеальный газ ).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Идеализация —     ИДЕАЛИЗАЦИЯ или идеализирование есть ложное восприятие действительности, видоизмененной в приближении к идеалу вследствие усиления и выдвигания положительных сторон и ослабления или устранения сторон отрицательных. И. в литературе есть… …   Словарь литературных терминов

  • Идеализация — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, идеалтзации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. идеализировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • идеализация — ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что. Представить ( влять) лучше чем есть в действительности. И. старину. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Идеализация» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.