Зелинский Ф. Ф.


Зелинский Ф. Ф.
Зелинский Ф. Ф.

       
ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859—) — фиололог-классик, бывш. профессор С.-Петербургского университета, в настоящее время — профессор в Варшаве и член Краковской академии наук, по национальности поляк. Филологическое образование получил в Лейпцигском университете. Разносторонний исследователь античной литературы и религии, З. сделал ряд ценных открытий в области науки о древности, нередко пролагая при этом новые пути, особенно в разработке проблем античной литературной техники. Так, Зелинский установил структуру древнеаттической комедии («О синтагмах в древнегреческой комедии», СПБ., 1893; «О дорийском и ионийском стилях в древней аттической комедии», СПБ., 1885; «Die Gliederung d. altattischen Komodie», Leipzig, 1885, и др.), сделал оригинальные наблюдения над повествовательной техникой гомеровского эпоса («Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады», Сб. в честь Ф. Е. Корша, М., 1896; «Старые и новые пути в гомеровском вопросе», «ЖМНП», 1900, кн. 5), дал метод восстановления утерянных греческих трагедий путем вскрытия рудиментарных мотивов в трагедиях более поздних авторов («Рудиментарные мотивы в античной трагедии», Сборник в честь Э. Р. Ф. Штерна, Одесса, 1912; «Tragodumenon libri tres», Краков, 1925, ср. также введения к переводам трагедий Софокла и Еврипида), кропотливые исследования в области ритмики латинской художественной прозы («Das Clauselgesetz in Ciceros Reden», «Philol. Suppl», IX, 1904; «Der constructive Rhythmus in Ciceros Reden», «Philol. Suppl.», XIII, 1913, и мн. др.); ему же принадлежит выдающийся труд о значении Цицерона в истории европейской культуры («Cicero im Wandel d. Jahrhunderte, Lpz., 1912, cp. «Цицерон в истории европейской культуры», «Вестник Европы», 1896, кн. 2) и множество мелких статей. Работы З. отличаются свежестью наблюдений и искусством меткой характеристики, но страдают иногда чрезмерным схематизмом в построениях. Отдавая дань моде на психологизм, З. стремится осложнить традиционный в изучении древних лит-р филологический метод широким привлечением психологического элемента, однако не столько в плане индивидуальной психологии (сведения об античных писателях слишком скудны), сколько в плане психологии культуры на основе сравнительного изучения идеологий различных эпох и исследования влияния античности на европейскую культуру; в этом смысле метод З. можно определить как культурно-психологический. Весьма значительны заслуги З. по пробуждению в русской интеллигенции интереса к античной культуре, дискредитированной «классическими гимназиями» Толстого и Делянова. З. был долгое время единственным филологом-классиком в России, к-рый не замыкался в узкие рамки специальных занятий и стремился ввести классическую филологию в общую систему гуманитарных наук, а предмет филологии — античность — в общую историю европейской культуры. Ученый, отзывчивый к культурным проблемам современности, З. с девяностых годов выступает с рядом популярных статей и лекций по различным вопросам античной культуры, горячо защищает идею классического образования и неуклонно проводит мысль о неразрывной связи современности с древним миром (объединены впоследствии в сборниках «Из жизни идей», I—IV; книга «Древний мир и мы» («Из жизни идей», т. II) переведена на многие иностранные языки). Старому «классицизму», видевшему в античности недосягаемый идеал и образец для подражания, З. противопоставляет положение: античность — «семя, а не норма»; усвоение ценностей античной культуры народами Новой Европы в сочетании с национальными задатками этих народов составляет задачу «Возрождений» — романского XIV—XVI вв., германского XVIII—XIX вв. и грядущего славянского. Резко отмежевываясь от исторического материализма, Зелинский объявляет себя сторонником «идеологизма», который кладет в основу всех гуманитарных наук психологию и выводит историю культуры из «стремления человеческой души к совершенствованию вложенных в нее природою задатков» к идеалам истины, добра и красоты в их светском и религиозном аспектах. Лит-ра рассматривается З. в первую очередь как «проявление художественного гения» народа, и задачей историка лит-ры является претворение результатов филологической работы в «историко-художественном сознании». В популярных работах З. рассыпано много оригинальных мыслей и тонких наблюдений, относящихся к отдельным явлениям античной культуры, но «идеологизм» З немедленно обнаруживает свою несостоятельность в проблемах динамики исторического процесса, и З. обычно вынужден ограничиваться констатированием идеологических изменений, не поддающихся истолкованию в желательном для него «психологическом» направлении. Теория «национальных задатков» закрывает возможность понять греческую культуру генетически, и у З. остается единственный выход — преклонение перед «самобытностью» «избранного народа» — греков. Эти общие недостатки историко-философской концепции, в связи с изолированным рассмотрением античности, без учета связи с Востоком и данных этнологии, приводят З. в его попытках синтеза античной культуры («Древнегреческая религия», П., 1918; «Религия эллинизма», П., 1921; «Греческая литература эпохи независимости», П., 1919—1920; ср. учебник «История античной культуры», М., 1915) к ряду произвольных построений, непригодных даже как материал для социологического истолкования античности, и к замене исторического анализа субъективным «чувствованием», в значительной мере обусловленным симпатиями З. к католицизму. Большое значение имели переводы З. (речи Цицерона, героиды) — «баллады-послания» Овидия, трагедии Софокла, редакция перевода трагедий Еврипида, исполненного Инн. Ф. Анненским, снабженного обширными введениями и комментариями. Перу З. принадлежат также статьи по зап.-европейской литературе, гл. обр. о претворении античных мотивов в творчестве Шекспира, Шиллера, Байрона, Иммермана, Ницше, и пересказы античных мифов для детей («Иресиона», 1—4, П., 1921—1922; «Античный мир», 1—3, П., 1922—1923).

Библиография:
Библиография трудов З. до 1908: Список трудов проф. Ф. Ф. Зелинского, изданный ко дню двадцатипятилетия его преподавательской деятельности его учениками, 1884—1909, СПБ., 1909; С 1908 по 1913 в — журнале «Гермес», 1914, стр. 84—87; Краткие автобиографические сведения в «Биографич. словаре профессоров и преподавателей имп. СПБ. ун-та», СПБ., 1896, стр. 265—267.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Зелинский Ф. Ф." в других словарях:

  • Зелинский К. Л. — Зелинский К. Л. ЗЕЛИНСКИЙ Корнелий Люцианович (1896 ) современный литературовед. Сын инженера, окончил московскую 4 ю гимназию и философское отделение Московского университета; после Октябрьской революции работал в «Известиях кронштадтского… …   Литературная энциклопедия

  • ЗЕЛИНСКИЙ — Николай Дмитриевич (1861 1953), российский химик органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии. Труды по проблемам происхождения нефти, химии ее углеводородов и их каталитическим превращениям.… …   Современная энциклопедия

  • ЗЕЛИНСКИЙ — Николай Дмитриевич (1861 1953), химик органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Труды по проблемам происхождения нефти, химии её… …   Русская история

  • Зелинский — Николай Дмитриевич (1861 1953) химик органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии. Академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Окончил Новороссийский университет (1884). Летом… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • Зелинский Н. — Николай Дмитриевич Зелинский Николай Дмитриевич Зелинский (25 января (6 февраля) 1861, Тирасполь, Херсонская губерния 31 июля 1953, Москва) выдающийся российский химик органик, создатель научной школы, один из основоположников органического… …   Википедия

  • Зелинский Н. Д. — Николай Дмитриевич Зелинский Николай Дмитриевич Зелинский (25 января (6 февраля) 1861, Тирасполь, Херсонская губерния 31 июля 1953, Москва) выдающийся российский химик органик, создатель научной школы, один из основоположников органического… …   Википедия

  • Зелинский Ф. Ф. — Фаддей Францевич Зелинский Фаддей Францевич Зелинский (польск. Tadeusz Zieliński; 14 апреля 1859, около Киева  8 мая 1944, Шондорф ам Аммерзее, Бавария)  филолог классик, антиковед. Образование закончил в русской филологический семинарии при… …   Википедия

  • Зелинский Ф. — Фаддей Францевич Зелинский Фаддей Францевич Зелинский (польск. Tadeusz Zieliński; 14 апреля 1859, около Киева  8 мая 1944, Шондорф ам Аммерзее, Бавария)  филолог классик, антиковед. Образование закончил в русской филологический семинарии при… …   Википедия

  • Зелинский — (польск. Zieliński)  польская фамилия. По русски может также передаваться как Зелиньский. Зелинские  дворянский род Зелинский, Густав (1809 1881)  польский поэт и писатель, участник Ноябрьского восстания. Зелинский, Корнелий… …   Википедия

  • Зелинский — ЗЕЛЕНСКИЙ ЗЕЛИНСКИЙ Зеленский от селений по названию Зеленое. Зелинский отсюда же, но в подражание многочисленным польским фамилиям,оканчивающимся на иньски. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

Книги

Другие книги по запросу «Зелинский Ф. Ф.» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.