Жид это:

Жид
Жид

       
ЖИД Андре (Andre Gide, 1869—) — французский писатель, сын известного юриста Гильома Ж., племянник экономиста Шарля Ж. Первыми произведениями Ж. были «Cahiers» (Тетради) и «Poesies d’Andre Walter» (стихотворения Андрэ Вальтера), появившиеся в 1891 и 1892.
       В «Cahiers», в «Любовном стремлении» (La tentative amoureuse, 1893) и др. traites раннего периода («Повесть о нарциссе», 1892), в «Тесных вратах» (La porte etroite, 1909) раскрывается перед нами художник, основные свойства которого — глубочайшая инертность, созерцательность, сентиментальная размагниченность, пассивность, рефлексия. Своеобразный нарциссизм, самолюбование характеризуют молодого автора. В его произведениях ни к чему не стремятся и ничего не хотят. Люди Ж. не только замкнуты в самих себе, в их самосозерцании есть еще много откровенного самодовольства и достаточно крикливого эгоцентризма. Все эти вещи, как и большинство его произведений, являются «исповедями» (confessions), что еще более подчеркивает их узко-индивидуалистическую направленность.
       В «Voyage d’Urien» (Путешествие Уриана, 1893), в «Nourritures terrestres» (Пища земная, 1897), в «Amyntas» (1906) этот дезактивизированный созерцатель оказывается путешественником. Юг, Восток, Италия, Африка, экзотика природы и бытовых укладов дают внешнее расширение круга представлений, но только внешнее. Продолжается развитие оснований, данных ранее. В крайне капризных, разорванных, нарочито хаотических композициях этих книг осуществляется все та же исповедь «души, утомленной своим одиночеством» (Riviere), пресыщенной буржуазной индивидуальности, превыше всего ставящей свои чувственные желания. Сверхсенсуалистичны «книги путешествий» Ж. — смакуются воспоминания о виденных городах, базарах, вокзалах, посещенных кафе и пр.: в анализе своих ощущений художник доходит до такой утонченности, что строит в одном месте дифференциальную скалу ощущений от ряда последовательно выпитых рюмок. Перед нами — дегустатор жизни, жуир. Изображения этой поры характеризует прежняя замкнутость, это — прежнее самосозерцание. В потоке «признаний» окончательно складывается основной образ Ж. — чрезвычайно обостренный индивидуализм сочетается в нем с полным отсутствием активности.
       В «Болотах» (Paludes, 1895) и в «Плохо прикованном Прометее» (Le Prometee mal enchaine, 1899) — произведениях, носящих название «soties», мы встречаем наиболее полное выражение рефлексии, свойственной произведениям Ж. Это уже пародирование самого себя. Образ, раскрывшийся в ранее указанных произведениях, получает ироническую интерпретацию. В «Paludes» очень хорошо обнажен процесс дезактивизирования, утраты всякой целеустремленности, всякой полезной функции. Фарс о Прометее дан как пучок анекдотов, чем подчеркивается поверхностность, легковесность, фривольность автопародии. Это — высшая ступень самолюбования, предел нарциссизма.
       В произведениях Ж. мы имеем дело с искусством буржуазии, утратившей активную функцию, устраненной от какой бы то ни было роли в производственном процессе, — буржуазии рантьерской. Сущность этого искусства — чисто потребительская. Оно — тончайшее, но совершенно бесплодное.
       Однако небо не совсем безоблачно. Есть достаточно ощутимое противоречие в бытии нашего рантье-созерцателя, нарушающее гармоничность его потребительского существования. Некоторая двойственность, сказывавшаяся и раньше, проявляется уже как настоящее противоречие в «Имморалисте» (Immoraliste, 1902), «Возвращении блудного сына» (Le retour de l’enfant prodigue, 1907), «Подземельях Ватикана» (Les caves du Vatican, 1914), «Пасторальной симфонии» (La symphonie pastorale, 1919). Начинают обнажаться конфликты, к-рых не было прежде. Мишель в «Имморалисте» — человек, разъедаемый внутренней душевной борьбой; Лафкадио в «Подземельях Ватикана» мятется в поисках внутреннего равновесия, он оказывается жертвой морального закона; пастор в «Симфонии» переживает крушение всех своих надежд. Если раньше люди Ж. были инертными самосозерцателями, то теперь выясняется, что они не способны ни на какое делание. Как только болото потревожено, равновесие нарушено, обнажается, что перед нами — не люди, а слякоть, дряблые ничтожества. От О. Уайльда Ж., постоянно подчеркивающий свою близость к тому или иному традиционному лит-ому «образцу», переходит к Достоевскому. Лафкадио повторяет уже не Дориана Грея, а Раскольникова. Образ рантье, «потребляющего жизнь», рефлектирующего, приобретает на новом этапе существенно иное выражение. Здесь обнажается неустойчивость, колеблемость социальных оснований. Перед нами — симптомы кризиса.
       В «Имморалисте» Ж. выходит за пределы «чистого мышления» — к хозяйственным, прозаическим основаниям бытия, данного в его произведениях. Мишель — рантье уже не в своей абстрактной, философской, беспредметной оболочке, — он дан теперь в конкретной связи с деревенскими фермами, приносящими ему доход. Здесь надо вспомнить пятую книгу «Nourritures terrestres», в которой автор патетически поэтизирует те же фермы, «Изабеллу» (Isabelle, 1911) — повесть, представляющую своеобразную буржуазно-рантьерскую интерпретацию мотивов «Вишневого сада». Интересна здесь и во многом необычная, парадоксальная автобиография Жида — «Если зерно не умрет» (Si le grain ne meurt, 1925), в к-рой дана невероятно подробная буржуазно-рантьерская генеалогия не только самого Ж., но и основного образа его произведений. Эти специфические возвращения к хозяйственным основаниям, обусловливающим всю патетику созерцательности, индивидуалистического самоуглубления, инертности, изощреннейшего сенсуализма, обнажают классовые корни творчества Жида, делают особо выпуклой, «открытой» их характеристику: рантьерская буржуазия, которая находит свое выражение в творчестве Ж., — это рантье, связанные с землевладением, рантье, теряющие свою устойчивость в современных условиях.
       Бытием этой классовой группы детерминируется творчество Ж. в его закономерном развитии, специфический «натуральный» характер изображений Ж. (исключительное богатство пейзажа каждому бросается в глаза), «кризисность», противоречивость его более поздних вещей и наконец известная антикапиталистическая направленность его последних книг.
       Можно констатировать в дальнейшем развитии писателя обострение противоречий — новые произведения создают впечатление кризиса, продолжающего углубляться. В этом смысле крайне характерны две книги о Конго («Voyage du Congo», 1927, и «Retour du Tchad», 1928), в к-рых автор клеймит капиталистическую цивилизацию за ее «негуманность», за ее каннибализм. Ограниченность критического напора Ж. естественна, но самый факт подобных оценок капиталистической действительности показателен. В «Фальшивомонетчиках» (Les Faux-monnayeurs, 1926) — первом романе Ж. — мы имеем развитие образов, данных в «Имморалисте», «Симфонии», «Подземельях», но в более обостренном, подчеркнутом, трагическом выражении. Книга уже подлинно пессимистична. Рефлективный характер этого романа раскрывается в том, что он обнажен в своей структуре, технология этого произведения обсуждается на страницах его самого. До известной степени это есть применение методов «Прометея» в новой обстановке. Несколько позже Ж. опубликовал специальный «Дневник фальшивомонетчиков», где подробно рассказана история рождения романа. «Фальшивомонетчики» — одна из наиболее трагических его книг, в к-рой последовательнее всего обнажена противоречивость художника, но и это не мешает роману оставаться созерцательным, рефлектирующим, пассивистским произведением.

Библиография:

I. El Hadj, P., 1899; Saul, 1902; Bethsabe, P., 1903; Pretextes (критика), Р., 1905; Corydon, P., 1911 (философск. трактат); Nouveaux Pretextes, 1911; Isabelle, P., 1912; Souvenirs de la cour d’assises, P., 1914 (мемуары); Gitanjali de R. Tagore, P., 1914; Les nouvelles Nourritures, P., 1919; Numquid et tu? P., 1922; Caracteres, P., 1922; Dostoievsky, P., 1923; Si le grain ne meurt (мемуары), Р., 1925; Morceaux choisis d’Andre Gide, P., 1921, 1926. Русск. перев. Жида: Собр. сочин., под общ. ред. М. Лозинского, А. А. Смирнова и А. Франковского, изд. «Academia» (вышли: т. I. «Имморалист». Роман, перев. А. Д. Радловой, Л., 1927; т. V. «Фальшивомонетчики», Роман, перев. и предисл. А. А. Франковского, Л., 1926); Безнравственный, Роман, перев. А. Г. Мовшенсона, изд. «Мысль», П., 1923; Подземелья Ватикана, Роман-фарс, перев. М. Бронникова, Под редакцией А. А. Смирнова и А. Н. Тихонова, изд. «Круг», М., 1927.
       

II. Журнальная литература о Жиде необъятна; назовем как наиболее объективные статьи: Dumont Wilden, Andre Gide, «Mercure de France», 15/XII 1909; Frederic Lefevre, Une heure avec..., 1924; Gabory G., Andre Gide, son Ouvre, P., 1924; Sonday P., Andre Gide, ed. Kra, 1927; Thibaudet Alb., Andre Gide, «Revue de Paris», 15/VIII 1927; Andre Gide — сборник из серии «Les contemporains», P., «editions du Capitole», 1928 (статьи крупнейших писателей и критиков Франции). На русск. яз.: Аннибал Л., В раю отчаяния, журн. «Весы», 1904, № 10; Гурмон Реми, де, Книга масок, СПБ., 1912; Риза-Задэ Ф., Достоевский и современная французская литература (о влиянии Достоевского, «Печать и революция», 1927, № 6) и предисл. к русск. сбор. сочин. Жида.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Жид
(Gide) Андре Поль Гийом (1869, Париж – 1951, там же), французский прозаик, поэт, драматург, эссеист, критик, мемуарист. Литературный дебют молодого поэта-символиста – написанный вычурным языком сборник стихов «Тетради Андре Вальтера» (1891) потерпел полный провал. Роман «Болота» (1895) – сатирическое, проникнутое глубокой иронией прощание Жида с символизмом. Талант Жида-моралиста, учителя мудрости ярко проявился в лирической поэме в прозе «Яства земные» (1897). «Быть как можно более человечным – хорошее правило», – писал он в этой поэме о красоте и величии жизни. Это знаменитое произведение оказало влияние на нравственное формирование целого поколения читателей и писателей Франции (от А. де Монтерлана до А. Камю). Жид активно участвовал в литературной жизни Франции – в 1909 г. он стал одним из основателей журнала «Нувель ревю франсез» и знаменитого парижского издательства «Галлимар», которое опубликовало сочинения всех французских лауреатов Нобелевской премии по литературе 20 в. Разрыв писателя с клерикализмом отражён в романе «Подземелье Ватикана» (1914). Жид – автор ряда автобиографических произведений, дневников, которым присуща большая степень искренности. Одна из таких книг «Если зерно не умрёт», считавшаяся в своё время непристойной, позднее сравнивалась с «Исповедью» Ж. Ж Руссо.

А. Жид
А. Жид

 
В основу романа «Фальшивомонетчики» (1925) лёг криминальный материал – газетные сообщения о банде фальшивомонетчиков, действовавшей на заре 20 в. Производя фальшивые купюры, банда преступников-философов стремится к подрыву основ буржуазного несвободного общества. Роман, принёсший автору известность и популярность, представляет собой одновременно и многосюжетную панораму французской жизни после 1-й мировой войны, и подведение итогов нравственных, интеллектуальных и эстетических поисков автора. Лучшее творение Жида – «Дневники», которые велись с 1889 по 1949 г. В них нашли отражение творческие и идейные поиски писателя, его внутренний мир и впечатления от внешнего мира. Опыт Жида оказал огромное воздействие на творчество писателей-экзистенциалистов (А. Камю, Ж. П. Сартра). Лауреат Нобелевской премии (1947).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Жид" в других словарях:

  • жид — жид, а …   Русский орфографический словарь

  • жид — жид/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • жид — ЖИД, а, ЖИДЁНОК, нка, ЖИДИК, а, ЖИДОК, дка, ЖИДОМОР, а, ЖИДЮК, а, ЖИДОВИЧ, а, м., ЖИДИНА, ы, ЖИДОМОРДИЯ, и, ЖИДЮГА, и, ЖИДЮКА, и, ЖИДЯКА, и, ЖИДЯРА, ы, м. и ж., ЖИДИЛО, а, ЖИДРИЛО, а, с. Жадина, жмот. Жид, жид, кровожид, по верёвочке бежит, а… …   Словарь русского арго

  • ЖИД — (Gide) Андре (род. 22 нояб. 1869, Париж – ум. 19 февр. 1951, там же) – франц. писатель и философ. В своем произв. «Les nouritures terrestest» (1897) выразил возмущение против изолировавшихся от общества привилегированных, обеспеченных слоев.… …   Философская энциклопедия

  • жид — ЖИД, жидовин, жидюк, жидюга муж., жидова или жидовщина жен., жидовье ср., собир. скупой, скряга, корыстный скупец. Еврей, не видал ли ты жида? дразнят жидов. На всякого мирянина по семи жидовинов. Живи что брат, а торгуйся как жид. Жид крещеный,… …   Толковый словарь Даля

  • жид — См …   Словарь синонимов

  • ЖИД — ЖИД, жида, муж. (от того же др. евр. слова, что иудей, см.) (дорев.). 1. В устах антисемитов еврей (презр.). 2. перен. В кругах антисемитов скряга (прост. бран.). (первонач. не имело презр. или бран. оттенка, но впоследствии стало ходовым… …   Толковый словарь Ушакова

  • Жид — Андре Пол Гильом (Gide, Andre Paul Guillaume) (1869 1951). Известный французский новелист и гуманист, автор Имморалиста , Прямых ворот , Фальшивомонетчиков и других работ. После поездки в Советский Союз в 1936 г. Жид разочаровался и в коммунизме …   1000 биографий

  • жид — а; м. Разг. сниж. Презрительное название еврея. ◊ Вечный жид. Книжн. Вечный скиталец, бесприютный странник. Бродит по свету, словно вечный ж. ● От средневекового образа легендарного еврея Агасфера, обречённого на вечные скитания. ◁ Жидовка, вки;… …   Энциклопедический словарь

  • ЖИД — (Gide) Андре (1869 1951), французский писатель. Символистские сборники стихов (1887 91). В романах Яства земные (1897), Имморалист (1902), Подземелья Ватикана (1914), Фальшивомонетчики (1925) бунт против общепринятой (в том числе традиционной… …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Жид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»