- Дюпон
- Дюпон
-
ДЮПОН Пьер (Pierre Dupont, 1821—1870) — французский рабочий поэт-песенник (шансонье), отразивший в своем творчестве первоначальную ремесленную стадию развития пролетариата во Франции. Родился в Лионе (где в годы его отрочества вспыхнуло известное восстание ткачей) в семье ткачей шелка — «канютов». Учился в семинарии. Перепробовал ряд профессий: «канюта», конторщика и др.
На молодого Д. обратил внимание поэт и академик Пьер Лебрен, который привез его в Париж, дал ему место технического секретаря редакции Академического словаря французского яз. и издал сборник его юношеских стихов «Два ангела» (Les deux Anges, 1841). Перед Д. открылись двери лит-ых салонов. Увлечение «поэтами из народа» было в то время весьма модным явлением в либеральных и демократических лит-ых кругах.
Д. сближается с Бодлером, впоследствии написавшим предисловие к сборнику его произведений. Они основывают вместе с Банвилем и критиком Виттрэ сатирический журнал «Корсар-сатана». Цель журнала — борьба с мещанством в плане чисто эстетическом. На Д. оказывают большое влияние Беранже, Жорж Санд, социалисты-утописты, его привлекают рабочие шансонье (см.) 30-х гг.
В 1846 вышла дышащая реализмом книга Д. «Paysans» (Крестьяне). Натурализмом отдельных своих мазков она произвела переполох в лит-ых салонах, но это был в общем идиллический натурализм. В том же году, когда разразился голод и вспыхнули аграрные волнения, подавленные карательными отрядами, Д. выступает с сильной в своей простоте «Песней о хлебе», требующей земли обрабатывающим ее. Эта песня была переведена на многие языки (на немецкий язык — Фрейлигратом). Позднее ее пели на демонстрациях в знак сочувствия ирландским крестьянам. В том же 1846 появилась его «Chant des ouvriers» (Песнь рабочих), получившая широкое распространение. В ней настолько яркими красками описывается тяжелое положение рабочего класса, что она цитируется в одном из примечаний к «Капиталу» Маркса (т. I, отд. 7, гл. 23, прим. 170). Свои песни Д. распевал в клубах, кабачках, на митингах, они пользовались громадной популярностью не только у французских рабочих, но и за границей. Так напр. Лассаля рабочие певческие ферейны в 1864 встречали на Рейне песнями Д. Их музыкальность восхищала композитора Гуно. Д. стал певцом Февральской революции 1848. Его песня «Когда республика явилась средь молний ярких Февраля» запомнилась надолго. П. Е. Кудрин слыхал ее на рубеже XX в. от ветерана 1848 (см. посл. главу его «Очерков современной Франции»). «Борцы 1848, — говорит Ж. Вейль в Истории социального движения во Франции , — рукоплескали Д. и его социалистическим произведениям», но сам Д., хотя и принял в июньские дни (вместе со своим другом Бодлером) непосредственное участие в рабочем восстании, все же не был передовым бойцом рабочего класса, не шел в его авангарде. Революция представлялась ему лишь тяжелым испытанием, он не переставал верить в «человечество». В «Похоронной песне» жертвам июньских дней он облекается не столько в пролетарский, сколько в национальный траур, призывает республику к забвению социального раздора, просит амнистии для побежденных. Когда начались массовые ссылки, Д. вновь возвысил свой голос «Песней ссыльных», где протестует против общеевропейской реакции, но и здесь он обращается к республике как к матери опальных сыновей, не разбираясь в ее классовом содержании. После декабрьского переворота Д. заключили в тюрьму и приговорили к семилетней ссылке в Сев. Африку, но друзьям поэта удалось добиться его помилования. Вскоре Д. примирился с установлением Второй империи, ослепленный ее призрачным, внешним блеском. В стихотворении «1852» он уверяет трудящихся, что черные дни — позади. Несколько лет спустя, Дюпон выпускает политическую брошюру, подтверждающую его примирение с Империей. Вдали от Парижа, в крайней нищете провел он свои последние годы.
Несмотря на неясность классового самосознания поэта, значение Д. в истории рабочей поэзии чрезвычайно велико: он был одним из ее первых представителей. Буржуазная литература нервно реагировала на его появление. Д. проложил дорогу Потье (см.) и современной пролетарской поэзии во Франции. Его песни стали народными, безымянными и растворились во множестве новых вариантов — в песенном творчестве трудящихся масс.Библиография:
I. Сочинения: Les deux Anges, P., 1844; Chants et Chansons, 3 vv., P., 1851—1854; 9-e ed., 1876; Muse populaire, 1851; Muse juvenile, P., 1859; Chants et Poesies, ed. 7-е, Р., 1861; Dix eglogues, P., 1864 (в русск. перев.: Избранные песни, перев. С. Заяицкого и Л. Остроумова, Под редакцией В. М. Фриче, М., 1923); J’ai deux grands bOufs dans mon etable, 1846; Le Pain; Le Braconnier; Le Tisserand; La Vache blanche; La Chanson du ble и др.
II. Baudelaire Ch., Pierre Dupont, предисловие к «Песням» Д.; Baudelaire Ch., L’art romantique, неск. изд., IX; Его же, Pierre Dupont; Бодлер Ш., П. Дюпон, перев. Л. Остроумова в указ. сборнике Д. на русск. яз. (перевод с некоторыми сокращениями первой из указанных статей); Sainte-Beuve С.-А., Hegesippe Moreau et Pierre Dupont (Causeries du Lundi, v. IV, неск. изд.); Gautier Th., Histoire du romantisme, неск. изд.; Сгepet E., Les poetes francais: les contemporains; Nisard Ch., La Muse parietaire et la Muse foraine, ou les chansons des rues depuis 15 ans, P., 1863—1864; Salles A., Les chansons de Pierre Dupont, «Bull. Souv. Lettres de Lyon», 1904—1905; Фриче В., Предисловие к «Избранным песням» Д. в указ. их русск. перев. под его редакцией; Его же, Пролетарская поэзия, М., 1919; Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, изд. 3-е, П., 1923; Дробинский А., Очерки по истории французской пролетарской поэзии, I. Пьер Дюпон, «Худ. мысль», Харьков, 1922, №№ 10 и 12; Его же, Т. Готье и пролетарская поэзия, там же, 1922, № 7; Dechaut, Biographie de Pierre Dupont, 1871; Lenient Ch., Poesie patriotique en France, 1839, II.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.