Дюма А. сын


Дюма А. сын
Дюма А. сын

       
ДЮМА Александр, младший (Дюма-сын) (Alexandre Dumas, dit Dumas-fils, 1824—1895) — сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма-отца). Начал свою лит-ую деятельность томиком стихов «Peches de jeunesse» (1847). Автор ряда романов: «Histoire de quatre femmes et d’un perroquet» (1847), «Le roman d’une femme» (Роман одной женщины), «Cesarine» (1848), «Le docteur Servans» (1848), «Antonine» (1849), «Trois hommes forts» (1851), «Tristan le Roux» (1849), «Diane de Lys», «Sophie Printemps» (1853), «La boite d’argent» (Шкатулка для денег, 1855) и др., появлявшихся быстро один за другим с конца 40-х до середины 50-х гг. прошлого столетия. Но особенно прославился Д., когда на сцене парижского театра «Водевиль» (1852 г.) была поставлена пьеса «Дама с камелиями», переделанная им из своего же одноименного романа «La dame aux Camelias». Ею была предопределена его дальнейшая карьера как драматурга. За «Дамой с камелиями» выходит длинный ряд пьес: «Diane de Lys» (1853), «Demi-Monde» (Полусвет, 1855), «Question d’Argent» (Денежный вопрос, 1857), «Le Fils naturel» (Незаконный сын, 1858), «Le Pere prodigue» (Блудный отец, 1859), «L’ami des ifemmes» (Друг женщин, 1864), «L’Affaire Clemenceau» (Процесс Клемансо, 1866), «Heloise Paranquet» (1866), «Les idees de Madame Aubray» (Взгляды г-жи Обрэй, 1867), «Une visite de noce» (Свадебный визит, 1871), «La princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1874), «L’etrangere» (Иностранка, 1876), «La princesse de Bagdad» (Багдадская принцесса, 1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887). Пьесы Д. большей частью своих сюжетов затрагивают тему о женщине — проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Этому вопросу Д. посвящает неоднократно и свои общественные выступления-брошюры: «Lettres sur les choses du jour» (Письма на злобу дня, 1871), «L’homme-femme» (1872), «Tue-la» (Убей ее), «Les femmes qui tuent et les femmes qui votent» (Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют), «Recherches de la paternite» (1883) и памфлет «Le divorce» (Развод, 1880).
       От нашумевшей «Дамы с камелиями» обычно ведется исчисление школы сценического реализма. Это не вполне правильно. И сама «Дама с камелиями» и все следовавшие за ней пьесы Дюма представляют переход от романтизма к реализму — новый жанр пьес с подчеркнутой тенденцией, жанр так называемых «pieces des mOurs» и «pieces a these» («пьесы о нравах» и «пьесы с тезой»). Они охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали. Хорошо разработанная перипетия в последнем акте завершается большой мелодраматической сценой (scene a faire). Обычно здесь же (иногда впрочем и раньше) автор-прокурор вкладывает в уста героини (гораздо реже — героя) горячую обличительную речь на тему общественной «несправедливости», послужившей сюжетом данной пьесы. Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю «быта» и «реализма», в том понимании, к-рое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм — процесс дальнейшего развития драматургии.
       Характерное и определяющее в пьесах Д. и его современников — отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались «низменными» и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, «полусвета», трактуемые в «Даме с камелиями» и других пьесах Дюма (и сам термин «полусвет» был введен его драмой «Demi-Monde» в 1855). «Сцена театра принадлежит всем слоям общества», — декларирует Д. в предисловии-манифесте к «Даме с камелиями». После традиций французского классицизма, к-рые еще давали о себе знать, после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Д. — новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля от романтизма к реализму. Буржуа, всего каких-нибудь два-три поколения назад бросавший в лит-ре устами ловкого Фигаро новые вызовы дворянину Альмавиве, победил, обстроился. Мало того, у него на службе устроился и мелкий буржуа, тоже отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни. Им больше не к лицу, да и не нужна романтическая тога. К тому же филантропически-христианствующая постановка моральных проблем могла и должна была, — не угрожая классу, — заглушить грозные голоса революционной критики сорок восьмого года. Отражая некоторое социальное недовольство мелкой буржуазии, «pieces des mOurs» и «pieces a these» переводили социальный протест в план «чистой» этики и христианской «добродетели».
       Эти драмы, несмотря на свой якобы обличительный характер, не затрагивают самих устоев буржуазного общества. Победа над социальной несправедливостью мыслится достигнутой в его пределах. Все драматические конфликты получают здесь разрешение столь же фальшивое, сколько оправдывающее устои этого общества, примиряющее с ним даже тогда, когда драма кончается трагически. Правда, трагизм здесь внешний. Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» умирает счастливая, умиленная добродетелями буржуа, и во'-время, чтобы не помешать их счастью, заслуженному добротой и благодарностью.
       Д. дал тот костяк, по которому, развиваясь и углубляясь в сторону реалистической и психологической пьесы, еще долго строилась буржуазная драма. В частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена. На сюжет «Дамы с камелиями» написана популярная опера Верди «Травиата».

Библиография:

I. Русск. перев.: Доктор Серван, Роман в 2 чч., М., 1850; Денежный вопрос, Комедия в 5 д., СПБ., 1857; Маргарита Готье, Роман, СПБ., 1859, первонач. в журн. «Наблюдатель», 1896, №№ 5 и 6; То же под назв. «Дама с камелиями» с предисл. Ж. Жанена, изд. Ледерле, СПБ., 1892; Дама с камелиями, изд. «Гонг», Киев, 1908; То же, изд. с предисл. Ж. Жанена, перев. С. Антик, изд. «Польза», М., 1912; изд. 2-е, М., 1913; То же, под назв. «Как поживешь, так и прослывешь», Драма в 5 д., М., 1873; Позднее признание, Комедия в 5 д., СПБ., 1859; Роман женщины, СПБ., 1860; Елена, Роман в 3 чч., СПБ., 1864; Процесс Клемансо, Роман, СПБ., 1866; Свадебный визит, Комедия в 1 д., перев. Л. Солодовниковой, СПБ., 1873; Господин Альфонс, Комедия в 3 д., перев. Н. Путяты, М., 1875.
       

II. Брандес Г., Литература XIX в. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (то же в «Собр. сочин.», изд. 2-е, «Просвещение», СПБ.); Аничков Е., Предтечи и современники на Западе и у нас, СПБ., 1910; Bab J., Der Mensch auf der Buhne; Arnold E., Das moderne Drama; Bourget P., Nouveaux essais de psychologie contemporaine (есть русск. перев.); Gros J., A. Dumas et, M. Duplessis, 1923; France A., La vie litteraice. vv. I, II, 1925.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Дюма А. сын" в других словарях:

  • ДЮМА Александр (сын) — ДЮМА Александр (1824 95), французский писатель (Дюма сын). Роман (1848) и одноименная пьеса (1852) «Дама с камелиями» (опера Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) «Травиата»). Семейно бытовые пьесы («Незаконный сын», 1858; «Жена Клода», 1873) отмечены… …   Энциклопедический словарь

  • Дюма, Александр (сын) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дюма. Александр Дюма Alexandre Dumas …   Википедия

  • Дюма А. (сын) — ДЮМÁ Александр (1824–95), франц. писатель (Д. сын). Роман (1848) и одноим. пьеса (1852) Дама с камелиями (опера Дж. Верди Травиата ). Семейно бытовые пьесы ( Незаконный сын , 1858; Жена Клода , 1873) отмечены морализаторством …   Биографический словарь

  • Дюма Александр (сын) — (Alexandre Dumas fils) сын Александра Д. (см.), знаменитый французский драматург, член французской академии. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дюма, Александр (сын) — I (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый французский драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дюма Александр (сын) (дополнение к статье) — (Alexandre Dumas fils) французский драматург; умер 27 ноября 1895 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дюма — (фр. Dumas) фамилия, имеющая южно французское происхождение. Персоналии Дюма, Александр (отец) (1802 1870)  французский писатель и драматург («Три мушкетера», «Граф Монте Кристо»). Дюма, Александр (сын) (1824 1895)  французский… …   Википедия

  • Дюма, Александр (значения) — Александр Дюма: Дюма, Александр (отец) (1802 1870) Дюма, Александр (сын) (1824 1895) …   Википедия

  • Дюма, Александр — Александр Дюма: Дюма, Александр (отец) (1802 1870) Дюма, Александр (сын) (1824 1895) …   Википедия

  • Дюма — 1. (Dumas) Александр – отец (1802, Виллер Котре, департамент Эн – 1870, Пюи, департамент Нижняя Сена), французский романист, драматург романтик, член литературного кружка «Сенакль» журналист, основатель журнала «Ежемесячное обозрение» (1848),… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Дюма А. сын» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.