- Демирчян
- Демирчян
-
ДЕМИРЧЯН Дереник (1876—) — армянский поэт и беллетрист. Выступил на лит-ое поприще в 90-х гг.
Поэзия Д. проникнута упадочническими настроениями; гнетущий пессимизм и безысходная тоска проходят через все его стихотворения («Осень», «Из старых песен», «Пустая комната» и др.).
В его рассказах фигурируют ремесленники, крестьяне и лавочники — люди ограниченные, без особых запросов, придавленные постоянной нуждой («Желудок», «Эй», «Лавочник», «Улыбка», «Лишняя» и др.) — типичные представители растерянной мелкой буржуазии, загнанные в тупик грозными событиями войны 1914—1918. Д. оплакивает их горькую долю.
Октябрьская революция вызвала перелом в мировоззрении и настроениях Д., она вывела его из тупика, открыв перед ним те пути, которые ведут человечество к социализму. Этот перелом заметен в его восточной сказке-комедии «Храбрый Назар». Здесь автором показан веками обманываемый народ, к-рый пробуждается к сознательной жизни, рвется к свободе и, восстав, опрокидывает королевскую власть «Храбрых Назаров». Правда, в этой комедии еще нет конкретной революционной среды, свобода воспевается отвлеченно, но в последних своих рассказах (см. журн. «Новый путь», №№ 1, 5, 6 за 1929) Д. вплотную подходит к отображению советской действительности, рисуя типы новых людей — строителей социализма. Таковы партийцы из рассказа «Трое», сюжет которого взят из жизни пограничников на берегу р. Аракса в Советской Армении.
Центральные персонажи здесь — закаленные бойцы, прошедшие огонь и воду на фронтах гражданской войны; автором затронуты также вопросы складывающегося нового быта, проблема любви, дружбы и коммунистической этики.
В рассказе «Рашид» развернута картина советизации затерянной в горах татарской деревни, показаны процесс ее классового расслоения и борьба батраков с кулачеством и реакционными силами деревни, в к-рой одерживает победу бедняцко-середняцкая масса.
Такова эволюция творчества Д. По манере письма Д. — реалист. В наши дни он является одним из левых попутчиков среди писателей Советской Армении, идеологически все больше приближающимся к Октябрьской революции.Библиография:
I. На армянском языке: Знакомые, Рассказ, Эривань, 1927; Рассказы, сб., Эривань, 1928; Сборник стихотворений, Суд, Храбрый Назар, Эривань, 1929; Трое, Рассказ, журн. «Новый путь», 1929, № 1; Рашид, Рассказ, журн. «Новый путь», 1929, №№ 5—6. Перев. на русский язык: Поэзия Армении, Под редакцией В. Брюсова, М., 1916, стр. 401—402; «Сборник армянской литературы», Под редакцией М. Горького, П., 1916, стр. 201—202;
II. Папазян В., История армянской литературы, Тифлис, 1911; Сурхатян, Армянская литература, т. II, Эривань, 1926; С. С., журн. «Гракан диркерум», Эривань, 1927, № 9; Г., журн. «Гракан диркерум», Эривань, 1928, № 9. На русск. яз.: Брюсов В., Введение к сб. «Поэзия Армении», М., 1916; Макинцян П., Очерк армянской литературы, в «Сб. армянской литературы», Под редакцией М. Горького, П., 1916; Сурхатян, Литература Советской Армении, газета «ЧИП», 1928, № 28.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.