Дельвиг

Дельвиг
Дельвиг

       
ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798—1831) — поэт, видный лит-ый деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке — помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.).
       Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение — патриотическая ода «На взятие Парижа» — помещено в «Вестнике Европы» в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха «Северные цветы» ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, «друга и советника» старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных лит-ых салонов эпохи.
       В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского «Литературную газету» — боевой орган «лит-ой аристократии», деятелей «чистого искусства» — поэтов-дворян, противопоставляющих себя «лавочникам» от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта.
       Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция к-рого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная «тихая жизнь», свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток.
       В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из к-рых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем «чистой поэзии», чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором «чистых» поэтических форм («Дельвиг — поэт-сибарит, к-рый нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах», — писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение «Жаворонок»), с успехом применяет самые разнообразные «древние метры», пишет «вольным размером» русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о «тихом», усадебном уюте в своем скромном «наследственном селенье»; «беспечная» жизнь в «домике простом», «замкнутом на ключ» «для знати жеманной»; «покой в безвестности»; «забвенье мирских забот» и легкие эпикурейские забавы в «веселом кружке вакхических друзей»; «умеренное желанье» — «проспать весь век» с тем, чтобы от милых и ленивых «просонок» жизни «беззаботно» перейти к «сновиденьям» непугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими «милыми тенями», льющими в бокалы «тень Аи» — таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, — по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. «новейшее уныние», свойственное в той или иной степени всем поэтам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об «увянувшей юности», «исчезнувшем мае», «конченном пире», «пролетевших временах», «златых днях екатеринина века», грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, «венчанной минутными розами», или на груди у «Лидии младой». Характерно-излюбленный образ поэзии Д. — «улыбающийся» старец среди «милых юношей и дев», в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений.
       Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние к-рой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной «Пиндаровой» оды, воспевающей «героев и судей», — Д. переходит к малым «домашним жанрам» горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание — рассказ в эпоху «железного века» о «золотом веке», о мирном «аркадском» быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. «Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы», — писал о них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания «русским народным песням», — параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в «русской идиллии» Д. «Отставной солдат») и который является последней стадией в процессе «снижения» дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под «народные» песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих лит-ых корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

Библиография:

I. При жизни Д. вышел единственный сборник его стихотворений (СПБ., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу «Север», СПБ., 1893; Неизданные стихотворения, Под редакцией М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и лит-ые, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922.
       

II. Гаевский В., Дельвиг, «Современник», 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПБ., 1912; Дельвиг А. И., Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, «Русский архив», 1915; Киселев Н. П., Размеры Дельвига, «Труды и дни», М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, Под редакцией Ю. Н. Верховского (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник «Феникс», М., 1922, кн. I; Розанов И. Н., Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский Вс., О Дельвиге, сб. «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929.
       

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Де́львиг
Антон Антонович (1798, Москва – 1831, Санкт-Петербург), русский поэт, журналист. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), где сошёлся с А. С. Пушкиным, дружба с которым определила его литературную и эстетическую позицию. По окончании Лицея служил в различных ведомствах, но основное время отдавал литературному творчеству. В 1820-е гг. активно участвовал в литературной борьбе, издавая с 1825 г. альманах «Северные цветы», а с 1830 г. – «Литературную газету», которая выступала против изданий Ф. В. Булгарина, служившего интересам правительства. Далёкий от политического радикализма, Дельвиг не боялся публично выражать свои независимые мнения и был одним из немногих, кто присутствовал при казни декабристов. Умер поэт скоропостижно во время эпидемии холеры.

А. А. Дельвиг. Портрет работы П. Яковлева. 1818 г.
А. А. Дельвиг. Портрет работы П. Яковлева. 1818 г.

 
Художественные приёмы Дельвига не менялись на протяжении всего творчества. Он пропагандировал образ поэта – «ленивца молодого». Идеалом его является «мирная жизнь» «естественного человека». Этот натуральный образ жизни по циклическим законам, близкий природе, изображается им в двух жанрах: «русская песня» и идиллия, воссоздающая образ «золотого века» Др. Греции. Дельвиг создал 12 стихотворений с названием «Русская песня», многие из них стали популярными романсами: «Соловей мой, соловей…» (А. А. Алябьев), «Пела, пела пташечка…» (А. Г. Рубинштейн), «Не осенний частый дождичек…» (М. И. Глинка) и др. Сходную роль выполняли «античные» идиллии: «Цефиз», «Купальницы», «Конец золотого века», «Изобретение ваяния». В новаторской по содержанию «русской идиллии» «Отставной солдат» Дельвиг изобразил современную крестьянскую жизнь как современный «золотой век».
Нормой жизни современного человека становится в изображении поэта текущее время: «Романс» («Вчера вакхических друзей…»). Дельвиг описывает романтического героя, используя сюжеты, восходящие к жанру баллады («Луна», «Сон»). Характерными чертами этого героя являются «разочарование» («Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»), «Разочарование») и преждевременная смерть как знак особой судьбы избранного человека («Романс» («Сегодня я с вами пирую, друзья…»), «На смерть ***»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Дельвиг" в других словарях:

  • Дельвиг — Дельвиг: Дельвиг (баронский род) Дельвиг, Александр Иванович (1810 1831)  русский поэт, прозаик, переводчик; брат Андрея Дельвига, двоюродный брат Антона Дельвига. Дельвиг, Андрей Иванович (1813 1887)  русский инженер, мемуарист; брат… …   Википедия

  • Дельвиг — (барон Антон Антонович) поэт; друг и однокашник А. С.Пушкина. Род. в Москве 6 авг. 1798 г. Отец его служил в русской службе ибыл женат на русской. В 1811 году Дельвиг поступил в царскосельскийлицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДЕЛЬВИГ — Антон Антонович (1798 1831), русский поэт, друг А.С. Пушкина. Издавал альманахи Северные цветы (1825 1831) и Литературную газету (1830 31). Лирические стихи в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен ( Соловей , Не осенний… …   Современная энциклопедия

  • Дельвиг Н. — Николай Иванович Дельвиг 1814 22 июня 1870 генерал майор Николай Иванович Дельвиг Принадлежность   …   Википедия

  • Дельвиг Н. И. — Николай Иванович Дельвиг 1814 22 июня 1870 генерал майор Николай Иванович Дельвиг Принадлежность   …   Википедия

  • Дельвиг А. — А. А. Дельвиг. Конец 1810 х гг. Художник П. Л. Яковлев Антон Антонович Дельвиг (6 (17) августа 1798, Москва 14 (26) января 1831, Санкт Петербург) барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Дельвиг А. А. — А. А. Дельвиг. Конец 1810 х гг. Художник П. Л. Яковлев Антон Антонович Дельвиг (6 (17) августа 1798, Москва 14 (26) января 1831, Санкт Петербург) барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • ДЕЛЬВИГ — 1. ДЕЛЬВИГ Андрей Иванович (1813 1887), инженер, генерал лейтенант инженерного корпуса (1868). Руководил строительством водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, железных и шоссейных дорог и др. Один из организаторов и первый председатель (1866… …   Русская история

  • ДЕЛЬВИГ — (Антон Антонович (1798 1831) – рус. поэт) ДЕЛЬВИГУ Загл. АБ899 (I,401.3); Ты, Дельвиг, говоришь: минута – / вдохновенье, Оно пройдет... ib.; Братья! Взгляните в даль! Дельвиг и Пушкин, Дел и сердец хрусталь... Цв922 (II,85); …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Дельвиг — I Дельвиг         Андрей Иванович [13(25).3.1813, с. Студенец, ныне Донское Липецкой обл., 20.1(1.2).1887, Петербург], русский инженер, генерал лейтенант инженерного корпуса (1868), мемуарист. Двоюродный брат поэта А. А. Дельвига. В 1832 окончил… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»