- Даутендей
- Даутендей
-
ДАУТЕНДЕЙ Макс (Max Dauthendey, 1864—1918) — немецкий поэт и писатель. Важнейшие биографические данные: постоянные занятия живописью, тяга к Востоку — кругосветные путешествия, 1914—1918 — жизнь в колониях на Яве. Д. — художник импрессионизма (см.) в его поздней, переходящей к неоромантике стадии. Как и у ранних импрессионистов в живописи, мир людей заслонен у Д. миром красок и тонов. Этот вполне асоциальный мир природы расчленяется Д. на мельчайшие восприятия. Сливая в единый чувственный комплекс краски, тона, ароматы, Д. создает в своей лирике настоящий культ чувственного ощущения (сборники: «Белый сон» — «Der weisse Schlaf», «Напевы» — «Singsangbuch» и др.). Несмотря на жизнеутверждающую, хотя и индивидуалистическую, основу, элементы декаданса уже отягощают его творчество, отражая упадочнические черты психики среднебуржуазной интеллигенции на рубеже XIX и XX вв. В стороне от бурного капиталистического роста той эпохи, эта социальная группа отдается эстетическому созерцанию. Так и у Д. замыкание в красочный мир восприятий граничит с чистым эстетизмом. Сохраняя еще свежесть и непосредственность чувства природы, его ощущения приобретают характерную для неоромантики чрезмерную утонченность (сборник «Ультрафиолетовое» — «Ultraviolett», 1895 и др.). С самого ощущения акцент переносится на настроение. Реакционность Д. сказывается в свойственных его творчеству патриотических мотивах (сборник военной лирики «Горе Великой войны» — «Des Grossen Krieges Not», 1915).
Если объект лирики Даутендея — природа, то тематика его эпических произведений связана с Востоком. Восприятие Востока Д. — это почти гогеновское опьянение восточной красочностью, пышностью, новизной ощущений. Нотки скепсиса по отношению к европейской цивилизации еще очень далеки у Д. от той тяги западной буржуазии к мистическим и религиозным культурам Востока, которая обнаружилась в последние десятилетия. Однако восприятие Востока только как мира концентрированной красочности отделяет Д. и от чисто колониального романа. Японские любовные миниатюры «Восемь ликов острова Бивы» (Die acht Gesichter am Biwasee, 1911), индусские новеллы «Лингам» (Lingam, 1909) и роман «Raubmenschen» (Разбойники, 1911) представляют собой как бы эпический дневник путешествий Д. Лирическим дневником является лучшее, наряду с новеллами, произведение Д. — лирико-эпическая «Крылатая земля» (Die geflugelte Erde, 1908), где слегка зарифмованно, почти в ритмической прозе нанизаны эстетизированные картины Востока.
Формальные особенности Д. восходят к основному моменту — красочному и разорванному восприятию. Отсюда и распределение жанров в его творчестве — примат лирики и лиризма. Из фрагментарности мироощущения вытекает и излюбленная Д. форма дневников («Дневники с острова Явы» и Др.). Стилистика Д. чрезвычайно типична для импрессионизма (преобладание статических форм речи, красочного эпитета и т. д.).
Многие драмы Д. имели успех, но художественно они незначительны.Библиография:
I. Собр. сочин. в 6 тт., A. Langen, Munchen, 1925. Русск. перев. Д. не имеется.
II. Kummer F., Deutsche Literaturgesch. des XIX u. XX Jahrh., B. II, D., 1924; Naumann, Deutsche Dichtung der Gegenwart, D., 1924.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.