Гроссман


Гроссман
Гроссман

       
ГРОССМАН Леонид Петрович (1888—) — современный литературовед. Р. в семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата.
       Методологические воззрения Г. близки к формализму. «Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии» (ст. «Метод и стиль», 1922). Однако Г. остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между «формой» и «содержанием», Г. предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием « стиля — самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа» (Леонтьев). «Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков лит-ого произведения — его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте...» Представление о литературоведении как о «новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова», сближает Г. с такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм — с Айхенвальдом.
       Работы Г. многочисленны. Они посвящены самым различным вопросам: исследованию поэтической техники («Онегинская строфа»), прототипология («Бакунин в Бесах »), анализу критических систем («Аполлон Григорьев»), установлению лит-ых воздействий («Композиция романов Достоевского»), эволюции поэтических жанров («Поэтика сонета», «Мадригалы Пушкина») и пр. «В план лит-ого исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм» («Метод и стиль»).
       В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни? От решения этих капитальных проблем Г. или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. «Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии». Как воспитался этот «синтетический облик», волю каких групп выполнял в лит-ре Брюсов, рупором чьего сознания он являлся — Г. нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор «Записок охотника» рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой «охотника» к «простой жизни», его мечтательностью, мягкосердечностью и т. п. По мнению же Г., здесь имел место «умный технический ход и совершенно правильный художественный прием»: «Темы любви оказались недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества». Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее!
       Аналогичным образом разрешаются проблемы лит-ой динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. «Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения» («Мадригалы Пушкина»). На самом деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп.
       Изложение Г. увлекательно, его «эссэ» и «портреты» всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. питает пристрастие к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в «примечательные», «обостренные» и «фатальные» происшествия. «Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?» «Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо...» «Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События Нови разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914. Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина» («Портрет Манон Леско»). Как ни соблазнительно это «фатальное предзнаменование», в нем нет ни грана истины: события «Нови» датированы 1868 годом!

Библиография:

I. Собр. сочин. Г. выпущено в 5 тт. издательством «Современные проблемы», М., 1928.
       

II. Биографию Г. см. в сб. «Писатели современной эпохи», т. I, М., 1928 (здесь и библиография); Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, «Печать и революция», 1926, II (о книге Г. «От Пушкина до Блока», М., 1926); Полонский Вяч., Три статьи в сб. «Спор о Бакунине и Достоевском», Л., 1926 (совместно с Г.); Боровой А. А. и Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Цейтлин А. Г., «Преступление и наказание» и «Les Miserables», «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. V; Немеровская О., Леонид Гроссман во весь рост, «На лит-ом посту», 1929, VI.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

Гро́ссман
Василий Семёнович (1905, Бердичев, Украина – 1964, Москва), русский прозаик.

В. С. Гроссман
В. С. Гроссман

 
Родился в семье химика. После окончания в 1929 г. физико-математического ф-та Московского ун-та три года работал инженером-химиком в Донбассе. В годы Великой Отечественной войны – военный корреспондент газеты «Красная звезда», прошёл весь путь отступления, а потом наступления от Волги до Берлина. В 1934 г. выступил с первой повестью «Глюкауф», посвящённой жизни шахтёров, и с рассказом «В городе Бердичеве», рисующем один из трогательных и драматичных эпизодов Гражданской войны (лёг в основу фильма «Комиссар», 1967). Сборники рассказов «Счастье» (1935), «Четыре дня» (1936), повесть «Кухарка» (1937), роман «Степан Кольчугин» (ч. 1–4, 1937—40 гг.), повествующий о пути в революцию паренька из шахтёрского посёлка, и особенно повесть «Народ бессмертен» (1942) – первое в отечественной литературе крупное произведение о Великой Отечественной войне – постепенно формировали творческий почерк Гроссмана – жёсткого реалиста, тяготеющего к эпической масштабности и историческому осмыслению событий. Взгляд писателя на процесс развития цивилизации как вечную борьбу тупой подавляющей агрессии с силами разума, человеколюбия и терпимости, вызывавший в 1940– 50-е гг. упрёки официальной критики в «абстрактном», «внеклассовом» гуманизме (пьеса «Если верить пифагорейцам», 1946; роман о войне «За правое дело», 1952), с особой глубиной выражен в продолжающем военную тему многоплановом романе «Жизнь и судьба» (1948–60), где нравственная доброкачественность личности проявляется не только в самоотверженных боях с врагом и труде в тылу, но и в духовном противостоянии тоталитаризму как гитлеровского, так и сталинского образца. С беспощадной правдивостью раскрывает Гроссман трагические страницы отечественной истории 1930—50-х гг. (голод на Украине в нач. 1930-х, необоснованные репрессии, ГУЛАГ) в повести «Всё течёт» (1955—63). Заметным явлением военной публицистики были очерки Гроссмана «Направление главного удара» (1942), «Треблинский ад» (1944), книга «Сталинград» (1943). Не раз затрагиваемая в произведениях писателя тема Холокоста – массового уничтожения нацистами евреев в годы 2-й мировой войны – нашла воплощение в составленной им совместно с И. Г. Эренбургом документальной «Чёрной книге» (1946—48).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.


.

Смотреть что такое "Гроссман" в других словарях:

  • Гроссман — (от нем. Grossmann)  немецкая или еврейская фамилия. Известные носители: Гроссман, Василий Семёнович (1905 1964)  советский писатель. Гроссман, Сэнфорд (р. 1953)  американский экономист. Гроссман, Давид (р. 1954) … …   Википедия

  • Гроссман Р. — Гроссман, Рекс Рекс Гроссман (англ. Rex Grossman, родился в 1980 году) профессиональный игрок в американский футбол, на позиции квотербека. Дебютировал в Национальной футбольной лиге в 2003 году. Выступал за команду Чикаго Бэарз. Статистика Зав …   Википедия

  • ГРОССМАН — Василий Семёнович (1905 64), русский писатель. Историко революционный роман Степан Кольчугин (ч. 1 4, 1937 40). Пьеса Если верить пифагорейцам (1946). Повесть Народ бессмертен (1942), роман За правое дело (1952) посвящены народному подвигу в… …   Русская история

  • Гроссман В. — Василий Семёнович Гроссман Имя при рождении: Иосиф Соломонович Гроссман Дата рождения: 12 декабря 1905(19051212) Место рождения …   Википедия

  • Гроссман В. С. — Василий Семёнович Гроссман Имя при рождении: Иосиф Соломонович Гроссман Дата рождения: 12 декабря 1905(19051212) Место рождения …   Википедия

  • Гроссман Д. — Давид Гроссман Давид Гроссман (ивр. ‏דויד גרוסמן‎; * 1954, Иерусалим, Израиль)  израильский писатель. Родился в Иерусалиме. Окончил Еврейский университет, где изучал философию и театральное искусство. Работал радио ведущим на Голосе Израиля.… …   Википедия

  • Гроссман Г. — Григорий Александрович Гроссман (наст. имя Рувим Альтерович; род. 25 июля 1863, Павловка, Екатеринославская губерния) российский журналист и политический деятель, переводчик. Учился в Оренбургской и Самарской гимназиях, обучался юридическим… …   Википедия

  • Гроссман Г. А. — Григорий Александрович Гроссман (наст. имя Рувим Альтерович; род. 25 июля 1863, Павловка, Екатеринославская губерния) российский журналист и политический деятель, переводчик. Учился в Оренбургской и Самарской гимназиях, обучался юридическим… …   Википедия

  • Гроссман — I Гроссман         Василий Семенович [29.11(12.12).1905, Бердичев, 14.9.1964, Москва], русский советский писатель. Окончил физико математический факультет МГУ (1929). Работал в Донбассе инженером химиком. Первая повесть Г. «Глюкауф» из жизни… …   Большая советская энциклопедия

  • Гроссман В. А. —         Вера Андреевна – см. Васина Гроссман В. А …   Музыкальная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Гроссман» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.