- Гриммельсгаузен
- Гриммельсгаузен
-
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН Ганс Якоб Кристоффель (Hans Jacob Christoffel v. Grimmelshausen, 1625—1676) — немецкий писатель XVII в., автор популярного романа «Приключения Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus, 1668). Сын крестьянина, принимал участие в 30-летней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны (1648) странствовал по Европе. В 1667 — деревенский староста.
Г. — реалист; ему свойственна несколько грубоватая манера письма. В его произведениях фигурируют представители низов буржуазного класса. В романе «Симплициссимус» (к-рый по своей структуре близок к плутовским повестям) изображается жизнь Германии времен опустошительной 30-летней войны. Начавшись как борьба германских областных князей с императорской властью, стремившейся преодолеть партикуляризм, война вскоре приобрела международный характер. Она подорвала экономическую мощь Германии, явилась причиной страшного обнищания широких слоев населения. В центре произведения — история простака Симплициссимуса (см.), претерпевающего нескончаемые приключения. Симплициссимус попеременно: пастух, отшельник, шут, повар, вор, охотник, слуга, гусар, богач, актер, лекарь, мушкетер, разбойник, пилигрим, офицер, нищий, пустынник. Ставя Симплициссимуса в разные положения, сталкивая своего героя с жизнью различных слоев тогдашнего общества, Г. получает возможность изображать самые разнообразные стороны немецкой действительности: страдания горожан и крестьян, ужасы войны, одичание военщины и мн. др. Апофеозом романа является уход Симплициссимуса от жизни, столь беспокойной и превратной: он становится отшельником и вдали от людей кончает свое существование. Покой найден, но это покой необитаемого острова. В романе нашли отражение настроения мелкой буржуазии, особенно пострадавшей от 30-летней войны: бессильный ужас перед разбушевавшейся военной стихией и мечты о мирной жизни, к-рые в романе символизированы в образах уединенного острова и анахорета. Не столь значительны, как «Симплициссимус», другие произведения Г.: «Trutz Simplex oder Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche» (около 1669), «Der seltsame Springinsfeld» (1670), «Das wunderbarliche Vogelnest» (1672|, сатирические сочинения: «Schwarz und Weiss» (1666), «Der deutsche Michel» (1670), «Das Rathstubel Plutonis» (1672) и др.
Г. писал под псевдонимами: Samuel Greifenson v. Hirschfeld, Seigneur Messmahl, Michael Rehulin v. Sehmstorff, German Schleifheim v. Sulsfort и др., к-рые являются (это было обычно в эпоху Барокко) анаграммами его настоящего имени.Библиография:
I. На русск. яз. имеется сокращ. перев. «Симплициссимуса» — «Чудаковатый Симплициссимус, или описание жизни одного чудака по имени Мельхиор Штернфельд ф. Фуксгейм», перев. Е. Г. Гуро, изд. «ЗИФ», М., 1925 (фактически 1924). Новые сочин. Г.: в «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 1854—1862, 4 Bde; Ред. A. v. Keller, Simplicianische Schriften, 1854—1862, 4 Bde; Ред. H. Kurz; Ред. J. Gittman (1877, 2 тт.); Insel-Verlag, 2 Bde, 1905—1908; R. Buchwald, 1916; H. Borcherdt (Werke, 1922, 4 Bde).
II. Antoine J., Etude sur le Simplicissimus de Grimmelshausen, 1882; Neumann F., Ueber den Abenteuerlichen Simplicissimus und die Simplicianischen Schriften, 1888; Bledau C.-S., Simplicissimus und seine Vorganger, Berlin, 1906; Bechtold A., Grimmelshausen und seine Zeit, Heidelberg, 1914; Lochner K., Grimmelshausen, 1924; Ermatinger E., Weltdeutung in Grimmelshausens Simplicius Simplicissimus, 1925; Konnecke G., Quellen und Forschungen zur Lebensgeschichte Grimmelshausens, l Bd., 1926, 2 Bd., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Гри́ммельсгаузен
-
(grimmelshausen) Ганс Кристоф (1621, Гельнгаузен – 1676, Ренхен), немецкий писатель, автор романа «Симплициссимус». Создатель этого произведения, издававшегося под псевдонимами в 1660-е гг., долго был неизвестен. Понадобилось больше ста лет упорных филологических и исторических поисков, чтобы расшифроватьанаграммы его имени и получить документальные свидетельства о его жизни.
Роман «Симплициссимус» изображает эпоху Тридцатилетней войны. Герой романа Симплиций Симплициссимус (т. е. простак) вырос в лесу и не знает мира. С детства он сталкивается с ужасами войны и понимает, что мир устроен не так, как учил воспитавший его отшельник. Судьба героя жестока и переменчива, он переживает бесконечное количество приключений и избегает множества опасностей. Попытавшись облагоразумить мир, в юности он становится шутом, повзрослев, попадает в солдаты, странствует по свету, в последней книге романа доходит до Московии, где совершает воинские и трудовые подвиги, варя селитру и производя порох для царя московитов, оказывается на дне морском и остаётся жить на необитаемом острове… Приключения продолжены в следующей книге Гриммельсгаузена: «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожжённой обманщицы и побродяжки Кураже» (1670). Кураже – противоположность нравственного героя первого романа, наивность и «мудрая глупость» которого обличают зло и бесчеловечность войны. Характер яркий и лишённый каких-либо нравственных устоев, Кураже даёт автору возможность продолжить занимательное и разнообразное повествование в духе народных книг и показать обширную панораму современности. Продолжение фантастических и сказочных мотивов этой истории, связанной общими персонажами, дано в романах о Шпрингинсфельде и «Чудесном птичьем гнезде» (1672). «Симплициссимус» – характерное произведение эпохи барокко, однако предназначенное для читателя из народа. Обильными (иногда ложными) ссылками оно имитирует обязательную в то время учёность, в нём используются риторические приёмы и утопические представления об устройстве справедливого и мирного общества, фантастические и фольклорные мотивы. Но в целом эта условная реальность создаёт потрясающую картину войны, рисует, по выражению исследователя и рус. переводчика романа А. А. Морозова, портрет сознания эпохи. «Симплициссимус» пользовался большой популярностью у немецких романтиков, черпавших из него сюжеты.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.