- Граф А.
- Граф А.
-
ГРАФ Артуро (Arturo Graf, 1848—1913) — один из крупнейших итальянских поэтов и историков лит-ры. Р. в Афинах; сын профессора-немца и итальянки. Вплоть до смерти был профессором лит-ры в Туринском университете. Как поэт обратил на себя внимание сборником стихотворений «Medusa» (1889), за к-рым следовали: «Dopo il tramonto» (После заката, 1893), «Danaidi» (1897), «Morgana» (1901); одновременно с этим Г. опубликовывает ряд научных трудов. Г. — один из тех писателей Италии, которые, во главе с Кардуччи, заняли там в 80-х гг. центральное место как поэты и как историки лит-ры (д’Анкона, д’Овидио, де Губернатис, Стеккетти, Капуана). Философским эстетизмом проникнуты почти все описания Г., эрудита-филолога, поклонника Рескина и Карлейля. Хороший знаток средневековья, он — автор «Miti, legendi e saggi del medio evo» (1892—1893); большое значение имеет его труд «Estetica e arte del Leopardi» (1898), где Граф устанавливает непосредственную связь эстетической доктрины Леопарди с его философией, с одной стороны, и поэтикой — с другой. В своих статьях о современной европейской лит-ре («Prerafaeliti, symbolisti, esteti», «La letteratura del’avvenire», 1898) он является противником ницшеанства, а также формалистического уклона некоторых символистов, но сочувственно относится к философскому спиритуализму близкого ему Фогаццаро; историко-психологический этюд Графа «Il Diavolo» (1889) — художественный «essai», сходный по теме и по жанру с «Elementargeister» Гейне; здесь дан образ сатаны, начиная с его возникновения, освещена его роль в психологии и художественном творчестве европейских народов; история образа доведена до поэзии Бодлера и Кардуччи. Как поэт Г., испытав некоторое воздействие Кардуччи и прерафаэлитов, стоит однако обособленно в современной ему итальянской лит-ре; он — запоздалый представитель «поэзии мировой скорби». Пессимизм пронизывает поэзию Г. Смерть он называет своей «мрачной музой» (La mia lugubra musa). Общественные мотивы чужды Г., еще более субъективному и индивидуалистическому поэту, чем Леопарди, к-рому он, как и де Виньи, немало обязан.
Основные мотивы Г. воплощены в поэтическом плане символизма; каждое стихотворение объединено вокруг основного философского стержня; чрезвычайно характерны для Графа пластические образы, которые однако никогда не имеют у него самостоятельного значения, каковое они приобретают у парнасцев. Стих Г. — мелодический, музыкальный; Г. — один из лучших мастеров сонета. Идеи смерти, всевластной, всемогущей, и страдания как единственной реальности, столь близкие Леопарди, а отчасти и Ленау, определяют мировоззрение Г. — мировоззрение аристократии, сторонящейся и не приемлющей урбанизма, капиталистической культуры и обреченной на гибель. В условиях растущего финансового капитализма Г. реагировал на властно вторгающиеся в поэзию общественные влияния вполне последовательным для него переходом к оккультизму, нашедшему себе яркое выражение в последних его произведениях: романах — «Il Riscatto» (Искупление, 1901) и «Per una fede» (Во имя веры, 1906), сборнике — «Poemetti drammatici» (1905) — наилучшая из этих «поэм» «Fausto ed Ahasvero» (см. Агасфер), стихотворениях — «Le Rime della Selva» (1906) и в книге — «Ecce Homo, Aforismi e paraboli» (1908).Библиография:
I. На русск. яз: Веселовский Ю. А., Поэзия скорби и гуманности, «Лит-ые очерки», т. I, изд. 2-е, М., 1910; на русск. яз. переведено лишь одно стихотворение Г. — «La Morte Regina» (Смерть царица) С. Головачевским (приведено в упомянутой статье Веселовского). L’Anglomania e l’influsso inglese in Italia nel secolo 18, Torino, 1911; Attraverso il cinquecento, 1888; Le Danaidi, 2-a ed., 1905; Foscolo, Manzoni, Leopardi, saggi, 1898; Roma nella memoria e nella immaginazioni del medio evo, 2 v., 1882—1883.
II. Dornis Jean, La poesie italienne contemporaine, P., 1898; Morandi M., Arturo Graf, 1921; Farinelli A., Arturo Graf, «Journal of english and german Philology», 1922; Rizzo R., Pessimismo e spiritualismo nell’opera poetica di Arturo Graf, 1921; Foa A., Arturo Graf, Giovanni Pascoli, Orazioni, 1925.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.