- Гонорар
- Гонорар
-
ГОНОРАР литературный — вознаграждение, получаемое литератором за его труд. Термин Г. происходит от латинского honor — честь: в античном мире денежно оплачивался только физический, «рабский» труд. Труд же свободный, умственный, вознаграждался почетными подарками. Возникновение Г. как явления русской лит-ой жизни относится к эпохе возникновения в издательском деле широких денежных отношений и капиталистического предпринимательства.
В XVIII в. спросом преимущественно пользовались лубочные народные издания и переводные романы; литературный Г. появился прежде всего в этой области. Профессиональные писатели этого периода по своему социальному составу — разночинцы. По словам Дмитриева, Новиков «поощрял университетских студентов, семинаристов и даже церковнослужителей к упражнению в переводах, печатая их своим иждивением и платя переводчикам с каждого печатного листа установленную цену». Оригинальные писатели XVIII в., принадлежавшие к господствующему и обеспеченному дворянскому классу, почти не рассматривали лит-ый труд как средство к существованию. Г. для них существовал только в его античном понятии, как почетный подарок со стороны покровительствующего мецената, чаще всего царствующего лица или вельможи, которому произведение посвящалось. Последний, кроме подарка, зачастую брал на себя издание. Литератор-дворянин с презрением относился к самой идее гонорара, переводящего «высокое вдохновение» на спокойный язык коммерческого расчета. «Книжные торгаши покупают ученый товар, то есть переводы и сочинения, на вес, приговаривая бедным авторам: не качество, а количество, не слог, а число листов », — писал в начале XIX в. Батюшков. Тем не менее, развитие русского капитализма, рост буржуазии, читавшей русские книги, увеличивает число профессиональных писателей. Вслед за переводчиками гонорарные отношения захватывают редакторов журналов. За редактирование «Вестника Европы» Карамзин получал от издателя 2 000 руб. в год (самые статьи тогда еще не оплачивались). В тот же ряд становятся драматурги, продававшие свои пьесы казенному заказчику (Озеров за «Дмитрия Донского» получил 2 500 руб., а за «Поликсену» 3 000 руб.).
В первой четверти XIX в. писатели-дворяне начинают привыкать к мысли, что лит-ая деятельность может давать доход. Первоначально они выступают в качестве самостоятельных издателей своих произведений, а также альманахов, сотрудники которых однако Г. не получают. Первыми «альманашниками», введшими авторский Г., были декабристы Рылеев и Бестужев («Полярная звезда»). Это нововведение произвело сенсацию в лит-ом кругу. Большинство еще считало «вещью не то чтоб неблагородною или непозволительною, а как-то неловкою трудиться по наукам или словесности из платы» (слова Греча). С удивлением было воспринято и объявление Погодина о Г. в сто рублей за лист для сотрудников «Московского вестника» (1826).
Одним из первых профессиональных писателей в России был А. С. Пушкин. Его «Разговор книгопродавца с поэтом» — произведение знаменательное для первых этапов профессионализации лит-ого труда. Сам Пушкин чаще предпочитал выступать в качестве самостоятельного издателя своих произведений. Но уже «Кавказского пленника» он предлагал «дешево отдать» Гречу, а «Бахчисарайский фонтан» был продан книгопродавцу Пономареву по невероятно высокой для того времени цене — 3 000 рублей, — 5 руб. за стих. За участие в «Московском вестнике» Пушкин выговорил себе 10 000 рублей в год (фактически, впрочем, он получал гораздо меньше, а впоследствии сотрудничал безвозмездно). Г. как таковой начинает играть особенно значительную роль в бюджете Пушкина с конца 20-х и начала 30-х гг. Так, в 1830 он продал Смирдину (см.) право издания своих сочинений за ежемесячную ренту в 600 руб., а «Бориса Годунова» за 10 000 руб. С Смирдиным у него завязались прочные деловые отношения, причем обычный Г. за стих был очень высок — равнялся 10 руб.
Тридцатые годы — переломный момент в истории русского лит-ого Г. В 1831 Пушкин считал, что литература уже стала «отраслью промышленности». Правда, Г. часто были еще очень мизерны. В 1826 С. Н. Глинка переводил для московского гравера Кудрявцева басни Ла Фонтена по пяти руб. за штуку. Переводя в 1832 «Монфермельскую молочницу» Поль де Кока, Белинский не рассчитывал получить за свой труд больше 100 руб. Но, с другой стороны, книжная торговля росла, а с нею и Г.
Смирдин, сыгравший важную роль в истории Г., за каждую басню Крылова платил 300 руб. Редакторы «Сына отечества», Никитенко и Н. Полевой, получали за редактирование по 7 500 руб. в год. Сотрудники получали за лист оригинальных произведений 300 руб., за переводы — 75 руб.
Г. стал настолько распространенным явлением, что самую причину «оскудения» русской литературы консервативные литераторы видели в «продажности» творчества. Шевырев объяснял, что стилистические длинноты у писателей коренились в том, что «цена печатного листа есть 200 или 300 руб. Каждый период, смотря по длине, есть синяя или красная ассигнация...» В дальнейшем Г., за редкими исключениями, становится общераспространенным явлением. Рост книжного рынка увеличивает конкуренцию между издателями, а обеднение дворянства и появление широкой прослойки разночинной интеллигенции способствуют увеличению кадра литераторов и конкуренции между ними. В 40-х годах гонорары переводятся на твердую валюту (серебро), в среднем мало отличаясь от предшествующего десятилетия. В «Современнике» 40-х гг. Тургеневу платили 50 руб. за лист (приблизительно 175 руб. ассигнациями) — нормальный Г. того времени. В дальнейшем резко растет разница в оплате, причем принимается во внимание не только качество лит-ой продукции, но и материальные условия жизни данного писателя и популярность его в обывательской среде. В «Современнике» (40-е годы) Тургеневу платили за «Записки охотника» 100 руб., за «Дворянское гнездо» он получал уже 400 руб. за печатный лист, за «Новь» «Вестник Европы» платит ему по 500 руб. В то же время гонорар Салтыкова никогда не подымался выше 250 рублей. Мало даровитый, но популярный беллетрист Авдеев получал в конце 60-х годов 200 руб. за лист, между тем как Глеб Успенский в начале 70-х гг. — 150 руб. Особенно тяжело приходилось писателям-разночинцам, постоянно находившимся в нужде и дешево продававшим свою работу. Даже Чернышевский в «Современнике» 50-х гг. получал 40—50 руб. за лист, Добролюбов — 30 руб., низкие Г. Достоевского общеизвестны. Г. в 30—50 руб. довольствовалась масса средних и маленьких литераторов. Очень часто журналы нанимали нуждающихся писателей, платя им помесячную плату — так Помяловский получал у Некрасова 60—75 руб. Фактически писатели попадали в кабалу — одна из причин безвременного обрыва литературной деятельности таких писателей, как Николай Успенский, Левитов, Помяловский, Решетников и др.
В 90-х и 900-х гг. различие в Г. между основной массой лит-ого середняка и «генералами» еще более увеличилось. Это положение несколько смягчалось наличием журналов с партийной окраской, но бедность и немногочисленность последних не позволяла им сколько-нибудь значительно воздействовать на лит-ый рынок. Если средним Г. Чехова в 90-х годах была сумма в 250 руб. за лист, то накануне войны 1914—1918 Андреев ценил лист в 1 000 руб. (рубль за строчку). Сравнительно высокой была оплата драматургов, получавших процент с повсеместных постановок их пьес. Большинство же писателей должно было мириться с Г. в 75—150 руб.
Высота Г. в дореволюционной литературе определялась нажимом на автора со стороны издателя, стремившегося извлечь из проданного ему «товара» наибольшую прибыль. Известно например, что А. Ф. Маркс нажил огромные деньги на издании собрания сочинений Чехова, купленного им за 75 тысяч рублей.
Результатом всего этого было стремление литераторов к кооперированию и организации собственных издательств, к-рые должны были их освободить от ига предпринимателя-капиталиста (см. Издательства).
История русских гонораров еще не написана. В появившейся недавно работе Грица, Никитина и Тренина («Словесность и коммерция», 1928) собран на этот счет довольно значительный материал. К сожалению, читателю он подан в сыром виде и методологическое значение вопроса для лит-ой науки освещено неправильно (см. Жизнь литературная).
ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА Г. Лит-ый авторский Г. в более узком современном значении этого слова — плата за использование произведения автора — возникает лишь после того, как взаимоотношения между автором лит-ого произведения и издателем стали рассматриваться как отчуждение авторских прав, то есть с того времени, как за автором было признано исключительное право издания (привилегия, монополия), а издатель стал получать свое исключительное издательское право по договору от автора.
Договоры между автором и издателем («издательские» договоры) стали строиться или по принципу участия автора в прибылях издателя, или по принципу выплаты издателем автору условленных сумм за выпуск издания, причем выплаты устанавливаются в зависимости от объема труда и от числа напечатанных экземпляров. В первом случае издание представляет собой совместную производственно-торговую операцию автора и издателя, причем вкладом автора является его произведение и право издания этого произведения, а издатель финансирует операцию. Авторский Г. в этом случае является долей издательской прибыли. Если автор сам является издателем, то авторский Г. совпадает с издательской прибылью. Во втором случае автор не участвует в прибылях издательства, но размер авторского Г. ставится в зависимость от числа изданий труда и числа экземпляров каждого издания, выпущенных издательством.
Промежуточным типом взаимоотношений автора с издателем по авторскому Г. является выплата автору вознаграждения за труд в зависимости от количества проданных издательством экземпляров. В этом случае авторский Г. связан с коммерческим эффектом издания, но взаимный расчет между автором и издательством производится не по принципу разделения на доли прибыли, а путем фиксирования заранее вознаграждения автору с каждого проданного экземпляра издания.
Литературное произведение, предназначенное для публичного исполнения, оплачивается авторским Г. не только в порядке использования для издания, но и в порядке использования для публичного исполнения, причем уплата авторского Г. производится не издателем, а зрелищным предприятием. Договор между автором и зрелищным предприятием об использовании произведения автора для публичного представления называется договором постановочным.
Развитие техники создает новые способы использования литературных произведений и вместе с тем новые источники авторского Г. (напр. радио).
По законодательству Союза ССР взимание авторского Г. основано на ст. 7 «Основ авторского права» от 16 мая 1928 (СЗ, № 27, ст. 246), согласно которой «автор имеет исключительное право под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права». В законодательстве дореволюционной России авторское право, начиная с 1830, рассматривалось как право собственности (закон 8 января 1830 «О правах сочинителей, переводчиков и издателей»). Этот взгляд проводился с последовательностью, доходившей иногда до абсурда. В известном деле между издателями Павленковым и Полубояриновым по поводу издания учебной хрестоматии Полевого, возникшем в 1885, за одним издателем было признано право издания, за другим — право собственности, в результате чего оба издателя, взаимно обвинявшие друг друга в нарушении своих издательских прав, оказались правы. Лишь закон от 20 марта 1911 отказался от идеи лит-ой собственности и создал самостоятельный институт исключительного авторского права. На Западе теория авторского права как лит-ой собственности укоренилась во Франции.
Во взаимоотношениях между автором лит-ого произведения и издателем теория лит-ой собственности влечет за собой отказ государства от защиты авторов, приравнение сделки между автором и издателем к обычным сделкам гражданского и торгового оборота. Между тем, при экономическом неравенстве автора и издательского предприятия и при наличии в оплате лит-ого труда (в частности, при лит-ом заказе) элементов трудовых, наше законодательство не могло отказаться от вмешательства в эти взаимоотношения и вступило на путь принудительного регулирования издательского договора. Равным образом принудительно регулируются нашим законодательством и нормы договора постановочного. Вводный закон к «Основам авторского права» от 16 мая 1928 (СЗ СССР, № 27, ст. 245) предложил ЦИКам союзных республик ввести в Гражданско-процессуальные кодексы правила, приравнивающие процессуально (кроме подсудности) авторский Г. к зарплате. Кроме того, ст. 17 тех же «Основ» предложила союзным республикам установить в законодательном порядке обязательное содержание издательского и постановочного договора. Закон об авторском праве РСФСР от 8 октября 1928 (СУ РСФСР, № 132, ст. 861) поручил Наркомпросу, по согласованию с Наркомторгом, кроме того, издать типовой издательский договор («Еженедельник Наркомпроса РСФСР» от 19/IV 1929, № 16—17). Наше законодательство рассматривает взаимоотношения между авторами лит-ого произведения и издательством, как обязательство издательства издать произведение и принять все необходимые меры к его распространению. Авторский Г. уплачивается издательством в зависимости от числа напечатанных изданий. Публичное исполнение оплачивается в зависимости от числа состоявшихся спектаклей. Вместе с тем проводится также идея гарантирования автору оплаты его труда и в том случае, если издание или постановка не состоятся, или постановка не будет иметь успеха. В частности, постановление СНК РСФСР от 20 ноября 1928 (СУ, № 140, ст. 921) устанавливает минимальные ставки Г. за лит-ые произведения в отношении художественной прозы, стихов и критики и максимальные тиражи одного издания для литературных произведений.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.