- Гольдони
- Гольдони
-
ГОЛЬДОНИ Карло (Carlo Goldoni, 1707—1793) — итальянский драматург. Р. в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но мальчик с ранних лет полюбил театр; в четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актеров; четыре года спустя был выгнан из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих учителей. В конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты (1732). Но адвокатурой Гольдони занимался мало и все более и более настойчиво пробовал свои силы в драматургии. В 1738 г. появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую можно считать началом его настоящей драматургической деятельности. Правда, в ближайшие годы творчество Г. как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 г. он стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним Г. скоро устроился в Венеции. Родной город принял его с восторгом. Он пробыл там 14 лет (1748—1762) и при изумительной плодовитости раскрыл во всем блеске свой талант. Ему случилось в один год (1750) написать 16 комедий, причем в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни». А между 1756 и 1762 он написал для антрепренера Вендрамина, к которому перешел от Медебака, еще около 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу» (Locandiera).
Значительная часть этих комедий посвящена изображению венецианской жизни и написана на венецианском диалекте, к-рым Г. владел мастерски. Это — вообще лучшее из созданного им и прочнее всего держится на сцене до сих пор.
В 1762 Г. убедился, что венецианская публика предпочла его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Он не захотел пережить свою славу в родном городе и решил покинуть Венецию; воспользовавшись приглашением, Гольдони переселился в Париж. Он простился со своей публикой одной из самых своих красивых комедий «Una della ultime sere del Carnevale».
В Париже он прожил 30 лет. Там продолжал писать комедии. Из них одна — «Le bourru bienfaisant», — написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу лучших его вещей. Под старость он стал писать свои «Мемуары», к-рые навсегда останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного, и давал уроки итальянского языка. В последние годы своей жизни Г. жил в большой нужде. Конвент назначил ему пенсию, но Г. умер раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться.
В венецианский период Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Он дал итальянской буржуазии именно такую комедию, которая была ей нужна. — В середине XVIII века итальянская буржуазия после двух с лишним веков вынужденного бездействия начала понемногу становиться на ноги. Вступив в ожесточенную борьбу с абсолютизмом, с господствовавшей аристократией, страстно отрицая ее привилегии, она требовала от лит-ры поддержки в этой борьбе, оправдания своих стремлений и укрепления своего классового самосознания. Новым запросам культурных слоев буржуазии не могла удовлетворять одряхлевшая комедия масок, развлекавшая преимущественно знать и простонародье. К этому времени она совершенно потеряла свой молодой творческий порыв, не давала ни новой выдумки, ни актеров прежней силы и явно повторяла то, что сто лет назад было отмечено печатью новизны и молодых достижений. Это понимали многие. И до Г. делались попытки реформировать старую комедию импровизации. Но из этих попыток ничего не выходило. Г. же блестяще выполнил то, что не удавалось другим.
К цели своей он шел постепенно. «Momolo cortesan» была наполовину сценарием. В венецианских комедиях первых двух лет отводилось еще широкое место для импровизации. Но с 1750, когда Гольдони поставил свою пьесу-программу «Комический театр», он уже решительно отошел от сценарной техники. Порвать совершенно со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Г. однако не решился. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина, и мн. др. маски. Но они редко сохраняют ту характеристику, к-рую пронесли через два века своей истории. И та переработка типов, которую Г. предпринял, включив в свои комедии старые маски, целиком подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения. В обрисовке типов, унаследованных от комедии масок, прежде всего стала мягче сатира. Доктор из болтуна и пьяницы сделался добропорядочным отцом семейства, Бригелла из плута и мошенника стал солидным мажордомом или хозяином трактира и т. д. Панталоне у Г. вовсе не тот смешной старик, скупой и похотливый, каким проволокла его через всю Европу, подвергая колотушкам и осмеянию, комедия масок. У Г. Панталоне — почтенный пожилой купец, носитель лучших традиций венецианской буржуазии. В этой маске особенно отчетливо выражен морализующий характер комедий Г. Аристократы должны выслушивать ее наставления и проповеди вроде таких, как: «Будь добрым, и ты будешь благородным». Отрицая законность их привилегий, Панталоне говорит о «естественных» правах всех людей. Когда итальянская буржуазия, к-рая вновь начинала пропагандировать свои идеалы, смотрела комедии Г., она находила в них и поощряющую похвалу и ласковое поучение. Отвечая потребности своего класса в упрочении его классового самосознания и классовой самооценки, Г. внушает итальянской буржуазии мысль о ее духовном превосходстве над опустившимся, нравственно-испорченным дворянством и предостерегает против подражания ему. Так он осуждает богатых мещан за склонность к пустому светскому времяпрепровождению, за расточительность, вообще за «барские» пороки, ими перенятые («Игрок», «Поэт-фанатик», «Трилогия», «О дачной жизни», «Тщеславные»). Его резко отрицательные типы (их у него немало), если не являются иностранцами, — все принадлежат к упадочному дворянству. Против него направлена всем своим острием буржуазная комедия Гольдони, ее социально-нравственная тенденция. Аристократы, поскольку они не порвали со своим классом, морально заклеймены как шулера, сплетники, паразиты. Резко изобличает Г. дворянскую спесь и невежество, легкомыслие и безнравственность дворянского брака, с его «друзьями дома», «чичисбеями», и т. п. Жестоко осмеяно противоречие претензий дворян их пошатнувшемуся материальному положению, новым экономическим условиям, характеризующимся преобладанием тех, кто знает счет деньгам и умеет их не только тратить, но и наживать. Итальянская буржуазия в комедиях Г. — необыкновенно здоровый — и морально и интеллектуально — класс, от верху и до низу. Ибо Г. идеализирует не только богатого купца, но и мелкого ремесленника, трактирщика, лавочника, гондольера, крестьянина, их женщин и девушек (особенно характерна Беттина в «Puta onorata»). В ряде пьес Г. славит буржуазные «добродетели» («Английский философ», «Голландский врач», «Честный авантюрист» и т. д.), утверждая буржуазную этику.
Такому социальному содержанию соответствует своя техника. Уже начиная с «Momolo», Г. понимал, что «нужно брать сюжеты, в к-рых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии». Г. конечно превосходно знал, как комедия характеров разрабатывалась до него, главным образом у Мольера, но ему казалось неправдоподобным то, что Мольер в лучших своих комедиях ставит в центре один какой-нибудь характер: скупого, лицемера, мизантропа. С точки зрения Г. жизнь никогда не дает такой упрощенной схемы. В жизни всегда одновременно действует много характеров. И комедия, которая стремится производить впечатление, должна быть верным зеркалом жизни, следовать за нею по всем ее разнообразным извилинам. Вот почему в комедиях Гольдони мы всегда почти встречаем целый ряд характеров, не повторяющихся почти совсем, даже тогда, когда Г. берет старые маски: даже в них он пытается найти многообразие жизни. Его зависимость от повседневных жизненных наблюдений так велика, что им была создана комедия по поводу случайной встречи на площади св. Марка с продавцом восточных сладостей («Le pettegolezze delle donne»).
Значение Г. на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с одной стороны, и французской комедии характеров, ее изощренной техники — с другой. Своим общеевропейским значением Г. обязан тем, что, многое почерпнув у Мольера, во многом уклоняется от него в сторону большего реализма, большей жизненной правдивости своих образов. Характеры «итальянского Мольера» более многообразны, менее схематичны, упрощенны, чем французского. Это признавали и современники. Еще Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», отмечал «естественность» его письма.Библиография:
I. Из произведений Г. на русск. яз. переведено: Веер, Ком. в 3 д., перев. П. Боборыкина, в «Изящн. лит-ре» П. Вейнберга, 1882; Трактирщица, перев. А. Островского; Кофейня, перев. его же (см. «Полн. собр. сочин.», изд. «Просвещение», СПБ., 1905); Хозяйка гостиницы (Трактирщица), перев. Ф. Комиссаржевского, изд. «Польза», М., 1910 (2-е изд., М., 1913); Комедии, перев. И. и А. Амфитеатровых, предисл. и примеч. А. Амфитеатрова, 2 тт., изд. «Всемирная литература», Гиз, П., 1922; Collezione completa della commedie di Carlo Goldoni, 30 тт., Prato, 1819—1821; Opere complete, edite dal municipio di Venezia nel 2 centenario dalla nascita, vol. 20, Venezia, 1915.
II. Фриче B. M., К. Гольдони (общественное значение его комедий), журн. «Голос минувшего», 1913, IV; Мокульский С., ст. о Гольдони в сб. «Театр», изд. «Academia»; Guerzoni, Il teatro italiano nel secolo XVIII, 1876; Rabany Ch., Carlo Goldoni, Le theatre et la vie en Italie au XVIII-e s., 1896; Caprin G., C. Goldoni, 1907; Gubernatis A., de, C. Goldoni. Corso di lezioni fatte nell’ Univ. di Roma 1910—1911, 1911; Chatefield Taylor, Goldoni, 1913; Mantovani, C. Goldoni e il teatro di S. Luca a Venezia, 1885; Kennard S., Goldoni and the Venice of his time, N.-Y., 1920; Orsini Corti C., La Riforma teatrale di C. Goldoni, Como, 1920; Adamo F., La donna nel settecento e la donna del Goldoni, Girgenti, 1921; Maddalena E., Il viaggio del Goldoni in Francia, 1921; Amfiteatrof A. V., Goldoni e la commedia russa, «Rivista d’Italia», 1928, № 6.
III. Spinelli, Bibliografia Goldoniana, 1884; Della Torre, Saggio di una bibliografia delle opere int. a C. Goldoni, 1908.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Гольдо́ни
-
(goldoni) Карло (1707, Венеция – 1793, Париж), итальянский драматург. В своих пьесах соединил жёсткую структуру итальянской комедии дель арте (комедии масок) и традиции мольеровской классицистической комедии характеров. С 1750 г. работал в театрах Венеции, путешествовал с труппой по Италии, а в 1762 г. уехал в Париж. За 25 лет творческой деятельности написал около 150 комедий, 18 трагедий и трагикомедий, 94 оперных либретто, десятки сценариев для комедии дель арте, интермедии, диалоги, сатирические и лирические стихотворения.
Гольдони стал настоящим реформатором комедийного жанра. Сначала он, как было принято в комедии дель арте, писал сценарии, в которых актёры импровизировали диалоги и монологи в соответствии со своим амплуа и сценической ситуацией; затем начал полностью писать роли главных героев (актёрам пришлось выучить текст и снять маски), а впоследствии стал писать роли для всех персонажей. Так комедия жёстких типажей, острых ситуаций, трюков, интриги, сменилась комедией характеров, где актёр не импровизирует реплики, а выразительно декламирует монологи и диалоги, «вживаясь» в роль.
Гольдони руководствовался теорией «подражания природе», во многом заимствованной у французских просветителей 18 в.: природа вложила в человеческое сердце разумные чувства, определяющие правила сосуществования и нормы поведения; разум, подчиняющийся сердцу, – гарантия от заблуждений. В некоторых пьесах («Комический театр», 1750; «Английский философ», 1754; и др.) Гольдони объяснял принципы своей эстетики: в комедии изображаются страсти, а основой добродетели является разумная любовь к самому себе, включающая человеческое достоинство, понятие о счастье, власть над собой, дружбу, предполагающую взаимные услуги; добрый человек приносит счастье другим людям и связан с ними, злые же несчастливы и одиноки (Гольдони часто объясняет зло как заблуждение). Он не склонен к изображению злодеев, как и к острому сатирическому изображению порока. Такие традиционно отрицательные персонажи, как Панталоне и Бригелла, становятся у него положительными героями.
Для Гольдони-драматурга характерен демократизм, отсутствие сословных предрассудков. В его изображении представители низшего сословия отличаются не только трудолюбием, но и сметливостью, остроумием, ловкостью, наблюдательностью; дворяне же чаще проявляют спесь и чванливость, дурной нрав. Такая идеологическая позиция Гольдони вызвала резкую критику К. Гоцци, заявившего о неправомерности выведения на сцену людей низшего сословия в качестве главных героев, а также настаивавшего на достоинствах и благородстве аристократов. Гольдони не являлся их противником, тем более, что сам происходил из разорившегося древнего рода, но его интересовали более широкие слои населения. Он стремился показать не одного, как это было в комедиях Мольера, а нескольких («Трактирщица», 1753), а то и многих главных героев («Кьоджинские перепалки», 1762), когда комедия характеров сменяется изображением среды. Классицистическую поэтику Мольера Гольдони переосмысляет в духе 18 в.: он раздвигает рамки трёх единств, наблюдая за несколькими героями, подчинив время и место закону правдоподобия. В России хорошо известны такие комедии Гольдони, как «Слуга двух господ» (1753), «Трактирщица», «Веер» (1765), «Феодал» (1762) и др.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.