- Геррик
- Геррик
-
ГЕРРИК Роберт (Robert Herrick, 1868—) — американский писатель. Вместе с С. Крэйном, Ф. Норрисом (см.) и Х. Гарлэндом Г. выступил в конце прошлого века как художник радикальных слоев мелкой буржуазии. Противоречия действительности Г. видит главным образом в области нравственной, его внимание больше всего привлекают те моменты человеческой психики, когда обрываются нити, связывающие «я» с традиционным, условным и неподвижным бытом, и личность обретает новые, более совершенные жизненные основы. Произведения Г. разделяются на два основных цикла. В первом он обращается к положению женщины и проблеме брака в буржуазном обществе. Г. показывает, что внешне-романтическое отношение к женщине в Америке не позволяет ей быть равноправным членом общества (Милли в «Жизнь одной женщины» — «One Woman’s Life», 1913; жена доктора в «Исцелителе» — «The Healer», 1911, «Простая Лилла» — «Homely Lilla»; Маргарет Поль в романе «Вместе» — «Together», 1908). Реализм Г. в этих произведениях противостоит условному «нежному» (bland) реализму писателей консервативной мелкой буржуазии (Г. Джемс, У. Гоуэлс и др.). Уже в этом первом цикле Г. обнаруживает отрицательное отношение к буржуазному обществу, в последующих романах он обращается к более широким социальным проблемам. В «Обычной судьбе» (The Common Lot, 1904) Геррик показывает, как капитализм искусство подлинное подменяет искусством, цель которого — прибыль. В «Воспоминаниях американского гражданина» (The Memoirs of an American Citizen, 1905) писатель обращается к политическому миру Америки и обрисовывает его резко отрицательно. В «Трубах» (Chimes) Г. с неменьшей художественной силой выступает против лицемерия, приспособленчества и делячества в среде ученых.
Как и большинство американских мелкобуржуазных писателей, Г. видит выход из противоречий буржуазного общества в возвращении к простоте и непосредственности деревенской жизни («Поле Кларка» — «Clark’s Field», 1914), в самоусовершенствовании («Жизнь за жизнь» — «Life for Life», 1910), в преодолении эгоизма (жена архитектора в «Обычной судьбе», Джонстоны в «Together», сестра Гаррингтона в «Воспоминаниях американского гражданина») и в создании здоровых условий существования на основе изменения общественного строя (Рено в «Together», Гольден в «Исцелителе», герой «Хозяина гостиницы» — «The Master of the Inn», 1908).Библиография:
I. Русск. перев.: Еще не поздно (Homely Lilla), Ром., перев. Л. Л. Домгера, Под редакцией Д. М. Горфинкеля, изд. «Книга», Л., 1927; Лавка учености (Chimes), Ром., перев. Н. Вольпина и Н. Чуковского, Гиз., М. — Л., 1928; Опустошение (Waste), 1928, русск. перев. (с пред. автора к русск. изд.), ЗИФ, 1929.
II. Синклер Э., Деньги пишут, Гиз; Contemporary American Novelists, by Carl van Doren, N.-Y., 1923.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.