Аксельрод Л. И.


Аксельрод Л. И.
Аксельрод Л. И.

       
АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна (1868–) (литературный псевдоним — Ортодокс) — теоретик марксизма. Р. в местечке Тунимовичи, Виленской губ., в раввинской семье. На 15 году жизни, попав в Полтаву, познакомилась с участниками революционного кружка, а с 16 примкнула к нелегальному движению. Первые революционные шаги сделала в Харькове, Мелитополе и Вильне, откуда эмигрировала в 1888 в Париж. К этому времени относятся ее первые литературные опыты — перевод нескольких рассказов Мопассана (напеч. в «Саратовском листке»). Из Парижа А. переехала в Швейцарию. В 1892 стала соц.-дем. В 1900 окончила Бернский университет со званием доктора философии.
               С этого времени началась кипучая литературно-научная деятельность А., переплетающаяся с активной революционной работой (сотрудничество в «Искре» и «Заре», лекции и доклады в эмигрантских колониях, организационная партийная работа). В 1906 А. вернулась по амнистии в Россию, продолжая работать в РСДРП и состоя членом нелегального ЦБ профсоюзов. В начале революции 1917 состояла членом ЦК меньшевиков, а затем членом ЦК и редакции «Единства». В 1920 была избрана профессором I Московского гос. университета, в 1921–1923 руководила семинарием по философии в Институте красной профессуры. А. — действительный член Института научной философии РАНИОН. С основания Академии художественных наук состоит руководительницей ее социологического отделения.
               Литературно-научная деятельность А. протекает главным образом в области философии Основные произведения А: «Философские очерки», «Против течения», «Критика основ современной буржуазной идеологии». В 1928 вышла книга А.: «В защиту диалектического материализма», суммирующая установку А. в ее полемике с Дебориным.
               Считая, что марксист должен развивать не только политическое, научное, но и эстетическое сознание массы, А. постоянно обнаруживала живой интерес к вопросам искусства и художественной литературы.
               Отличительная черта — спецификум — искусства, по А., — удовлетворение эстетической потребности человека. Исходя из этой предпосылки, она восстает против вульгарного применения социологического метода к объяснению искусства. Необходимый и чрезвычайно важный социологический анализ не должен однако затемнять специфического характера искусства, требующего и художественной оценки. При отсутствии этой оценки получается противоречащее марксизму упрощение. Против допускающих такого рода упростительский подход «марксистообразных» искусствоведов А. выступила в пока неоконченных очерках «Методологические проблемы искусства» («Красная новь», 1927).
               В свою очередь А. старается в своих литературно-критических выступлениях отдать должное этим обоим, равно необходимым моментам — социологическому анализу произведения и его художественной оценке. Так она поступает в очерке «Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда» и в статьях о Л. Толстом.
               Уайльд (см.) в понимании А. — носитель неогедонистического аморализма, представляющего идеологию индивидуалистической, деклассированной интеллигенции. Писатель однако убедился, что такого рода миропонимание не может решить проблемы жизни даже для личности, находящейся на социальных верхах. Всесторонняя зависимость личности от общественной среды не может быть преодолена «сверхчеловеческим имморализмом». Отсюда следовал сделанный Уайльдом вывод, что проблема жизни для всякой личности может быть разрешена только в будущем, социалистическом обществе. Так. обр. «мораль в ее широкой общественной постановке одержала принципиальную победу над религией красоты и отрицанием норм нравственного поведения».
               В центр своих работ о Льве Толстом (см.) А. поставила дуализм сознания и душевный разлад, характеризующие этого гениального художника и слабого философа. Столкновение художественного реализма Л. Толстого с его аскетическо-мистическим мировоззрением исчерпывающе вскрыто А. Метафизик-романтик, Толстой часто вынуждался стихией своего творчества к диалектическому охвату действительности. Это приводило Толстого к роковой раздвоенности. Обнажая социальные корни толстовской философии, А. в то же время показывала, как внутренние противоречия этой философии пагубно отражались на творчестве Толстого, иногда заставляя его художественный гений капитулировать перед односторонней догмой религиозно-аскетического миросозерцания.
               А. — убежденная сторонница реалистического направления в искусстве. Важнейшую задачу искусства она видит в отражении действительности такой, как она есть и какой она должна быть. Отражение искусством действительности не должно однако превращаться в ее протоколирование. Искусство, отражая жизнь, иногда может даже казаться совершеннее отраженного им явления действительности. Однако действительность как таковая превосходит искусство. Она остается источником, откуда искусство черпает содержание. Признание превосходства искусства над жизнью могло бы парализовать творческие силы художника.
               Видя важнейшую задачу искусства в отражении действительности, А. относится отрицательно к искусству символическому. Объективная, общественная символика, символизм народного творчества — необходимые и весьма значительные элементы искусства. Но с этой символикой не следует смешивать тот субъективно-индивидуалистический символизм нового времени, к-рый отправляется от мистики и противопоставляет разуму иррациональные категории. Этого рода символизм является в глазах А. результатом декадентских устремлений интеллигентов-одиночек.
               А. заняла позицию крайней враждебности по отношению к футуристическому искусству, рассматриваемому ею как продукт вырождающейся буржуазии и ее больной интеллигенции. «Клоунада, акробатика, грубый шарж, дикие, режущие зрение сочетания красок, полный алогизм, произвол, совершенно бессмысленная порнография» — так характеризует А. футуризм (Предисловие к брошюре «Мораль и красота в произведениях О. Уайльда»).
               Красота представляется А. огромной ценностью. Но таковой она остается лишь до тех пор, пока ее не ставят в центр миросозерцания. Игнорирование жизни во всей ее контрастности и многообразии и подчинение миросозерцания категории красоты ведут к притуплению эстетического вкуса, что в свою очередь требует особых экстравагантных приемов, долженствующих обострять это притупившееся чувство.

Библиография:
Взгляды А. на искусство и литературу изложены в следующих ее работах: Сборник «Л. Н. Толстой», М., 1922; Мораль и красота в произведениях О. Уайльда, Ив.-Вознесенск, 1923; Об отношениях Г. В. Плеханова к искусству, журн. «Под знаменем марксизма», 1922, № 5–6.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Аксельрод Л. И." в других словарях:

  • Аксельрод — Павел Борисович (1850 1928). Участник российского революционного движения. С начала 70 х гг. народник, участник кружка чайковцев . Осенью 1874 г. эмигрировал за границу. Вернувшись нелегально в Россию, в 1878 1879 г.г. принимает энергичное… …   1000 биографий

  • АКСЕЛЬРОД —         (псевдоним Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 5.2.1946), рус. философ и литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887 1906 в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский университет. В …   Философская энциклопедия

  • АКСЕЛЬРОД — (Axelrod) Джулиус (р. 1912), американский биохимик. В 1970 г. Аксельрод разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине с Ульфом Сванте фон Эйлером и сэром Бернардом Кацем за работу по химии передачи нервных импульсов. Открыл механизм… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Аксельрод З. М. — Аксельрод З. М. АКСЕЛЬРОД Зелик Моисеевич (1904–) еврейский советский поэт. Первая книга стихов «Zapl» (Минск, 1922); приготовил к печати вторую книгу. Поэтическое дарование А. ярко выраженного лирического характера. Литературная энциклопедия. В… …   Литературная энциклопедия

  • Аксельрод И. И. — Аксельрод И. И. АКСЕЛЬРОД Ида Исааковна марксистский литературный критик. Р. в начале 70 х гг. в Виленской губ. в семье раввина. В 1893 эмигрировала в Швейцарию, где вступила в РСДРП. В 1902 окончила Бернский университет. До революции 1917… …   Литературная энциклопедия

  • АКСЕЛЬРОД — Павел Борисович (1850 1928), участник революционного движения в России. С начала 70 х гг. народник. В 1883 один из основателей группы Освобождение труда . С 1900 член редакции газеты Искра . С 1903 один из лидеров меньшевиков. Октябрьскую… …   Современная энциклопедия

  • АКСЕЛЬРОД — (псевдоним Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 1946) российский, советский философ, педагог и литературовед. Окончила философский факультет Бернского университета (1900). С 1903 примкнула к меньшевистскому крылу российской социал демократии.… …   Новейший философский словарь

  • Аксельрод — Аксельрод  еврейская фамилия. Известные носители: Аксельрод, Альберт Юльевич (1934 1991) первый ведущий игры КВН. Аксельрод, Владимир Ильич (р. 1944) петербургский историк краевед. Аксельрод, Геннадий Ильич (1967 2012) украинский… …   Википедия

  • Аксельрод — I Аксельрод (Axelrod)         Джулиус (р. 30.5.1912, Нью Йорк), американский физиолог и фармаколог, член Национальной АН США (1971). Окончил университет в Нью Йорке (1935). Доктор философии. В 1933 49 работал в университете в Нью Йорке. С 1949 в… …   Большая советская энциклопедия

  • АКСЕЛЬРОД — 1. АКСЕЛЬРОД (литературный псевдоним Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 1946), философ и литературовед. В 1887 1906 в эмиграции во Франции и Швейцарии. С 1892 входила в марксистскую группу Освобождение труда , возглавляемую Г. В. Плехановым; с 1903 …   Русская история

Книги

Другие книги по запросу «Аксельрод Л. И.» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.