- Геракл
- Геракл
-
ГЕРАКЛ — одна из любимых фигур греческого фольклора, отвратитель зла, одолевающий диких зверей, чудовищ и демонов, добывающий себе подвигами место среди богов. На всем образе Геракла лежит печать творчества низших классов: неотесанный, простоватый богатырь, который много ест, много пьет и отличается огромной половой силой, Г. постоянно находится на службе у более слабого господина (мотив, известный из сказок многих народов). Аристократическое мифотворчество тесно связало Г. с олимпийскими богами, но не в состоянии было изменить основные черты его облика. Сказания о Г., заключающие в себе много элементов интернационального фольклора, существовали во всех областях Греции, и для слияния их в одно целое уже древность создала ряд соединительных звеньев, затрудняющих анализ первоначального ядра. В развитой форме мифа Зевс, желая создать могучего богатыря, является в Фивы к Алкмене в образе ее отсутствующего мужа Амфитриона и в течение долгой ночи, длящейся 3 суток, порождает Г. Ревнивая Гера задерживает роды Алкмены, и в день, предназначенный для рождения Г., великого владыки над людьми и потомством самого Зевса, в царской семье Аргоса рождается Эврисфей. Против новорожденного Г. Гера посылает змей, но младенцу удается их задушить. Уже в юности Г. совершает ряд подвигов и женится на фиванской царевне Мегаре, но в припадке безумия, посланного Герой, убивает своих детей. Чтобы искупить грех, Г. поступает на службу к Эврисфею (соединительное звено) и совершает знаменитые 12 подвигов:
1. убивает немейского льва, шкуру которого впоследствии носит;
2. поражает многоголовую лернейскую гидру;
3. ловит эриманфского вепря и
4. керинитскую лань;
5. прогоняет (убивает) хищных стимфалийских птиц;
6. очищает конюшни богатого стадами царя Авгия («Авгиевы конюшни»);
7. побеждает критского быка;
8. похищает диких коней фракийского царя Диомеда;
9. добывает пояс царицы амазонок Ипполиты;
10. уводит стада Герконея, устанавливая по дороге «Геркулесовы столбы» (Гибралтар);
11. добывает золотые яблоки Гесперид (первоначальное значение: попадает в обитель блаженных);
12. приводит из преисподней пса Цербера (первоначальное: победа над смертью, как в мифе о Г. и Алкесте (см.)).
Помимо этого существуют многочисленные рассказы о победах Г. над кентаврами, гигантом Антеем, к к-рому возвращалась сила, лишь только он прикасался к своей матери Земле, над египетским царем Бусирисом, приносившим в жертву чужеземцев, италийским великаном Каком и т. д. Г. стремятся связать с другими героями — с Тезеем, с аргонавтами, с фигурами троянского цикла (Г. спасает от чудовища Гезиопд, дочь царя Трои Лаомедонта; не получив обещанной награды, Г. разрушает Трою). Есть миф о службе Г. у лидийской царицы Омфалы, к-рая одевает его женщиной и заставляет прясть, а сама носит его палицу и львиную шкуру (мотив восточного происхождения). Другие сказания сообщают, как Г. женится на Деянире, победив соперника, речного бога Ахелоя, как он убивает ядовитой стрелой кентавра Несса, и Деянира, по наущению Несса, собирает его сгустившуюся кровь в качестве любовного зелья. Впоследствии, приревновав Г. к молодой пленнице Иоле, Деянира посылает Г. одежду, смазанную этой ядовитой кровью, и Г. в ужасных мучениях бросается в огонь. В огне Г. возносится на небо, принимается в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу. — Несмотря на все чужеродные наслоения, образ неустанного труженика Г. всегда был близок широким слоям греческого народа. Проповедь киников и стоиков ставила Г. нравственным образцом, и еще софист Продик (V в.) сочинил аллегорический рассказ, как юному Г. на распутьи явились изнеженность и добродетель и как Г. избрал путь добродетели. Культ Г. пользовался огромным распространением и в Греции и в Риме (Геркулес) и охотно перенимался германскими и кельтскими племенами. Г. посвящены две трагедии (V в.): «Неистовый Геракл» Еврипида (в основу положен миф о фиванском браке Г. с дочерью Креонта Мегарой; по воле Геры обезумевший Г. убивает свою жену и сыновей, которых она родила от него) и «Трахинянки» Софокла (история Геркулеса и Деяниры, см. выше).Библиография:
Зелинский Ф., Идеал богочеловека в греческой и германской саге, «Вестн. Европы», 1910, июль; Schweitzer В., Heracles, Aufsatze zur Griechischen Religions- und Sagengeschichte, 1922.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.