- Гебирол
- Гебирол
-
ГЕБИРОЛ Шломо-бен-Егуда-ибн (около 1021—1058) — выдающийся гебраистский поэт и философ сефардско-испанской эпохи. Р. в Кордове. Биографические данные о нем очень скудны. Известно только, что он временами терпел нужду, что много странствовал по Испании; его лит-ой карьере содействовали меценаты, с к-рыми он плохо ладил. Некоторых из них он сперва воспел в своих панегириках, затем осмеял в памфлетах. Г. жил и творил в эпоху, когда в Испании владычествовали узурпаторы Альморавиды. Экономическое развитие страны заметно способствовало поднятию общего культурного уровня. Местное и иммигрировавшее еврейство принимало активное участие в культурной жизни страны. Однако политическое положение евреев чем дальше, тем больше ухудшалось. Наиболее выдающиеся представители еврейства, предвидя неминуемость катастрофических гонений и преследований евреев в арабской и христианской Испании, впадали в глубокую меланхолию и проникались романтико-пессимистическими настроениями. Последними проникнуты произведения трех лучших мастеров сефардско-гебраистской поэзии того времени: Гебирола, Моисея-ибн-Эзра и Галеви. На характер творчества Г. наложила также свой отпечаток тяжелая необходимость постоянно прибегать к помощи меценатов; эта зависимость превратилась у него в манию преследования, как у Т. Тассо, под влиянием таких же обстоятельств.
Светская поэзия Гебирола элегична, нежна и возвышенна; иногда она принимает сатирический или анакреонтический характер, стиль ее — четкий, задушевно-образный. В сравнении с Галеви и Моисеем-ибн-Эзра Г. самый глубокий и оригинальный поэт средневековой гебраистской поэзии. Он первый ввел в гебраистскую поэзию арабский метр, основоположником к-рого является Дунаш-бен-Лобрат. Творчество Г. сильно влияло на сефардскую лирику. В религиозных стихах Г. отразились в значительной степени его философские взгляды, особенно в его поэме «Kether Malchuth», представляющей собой резюме его философской системы. Рафинированная философская культура того времени, по образцу исламских философских школ в Сирии и Персии, все более и более приближалась к пантеистическому неоплатонизму, отрекавшемуся от грубых форм религиозной догмы. Г. — первый проповедник этого неоплатонизма в Европе. Его система утверждает единство материи в различных ее формах. Даже «дух», по воззрению Г., развивается из материи, последняя, говорит он, создана богом при помощи посредствующей «воли». Этот неоплатонизм оказал большое влияние на философию христианской схоластики, на позднейшую каббалистическую систему эманаций в XIII в. Но т. к. Г. отрицательно относился к еврейской религиозной догме, то учение его сравнительно меньше повлияло на средневековую еврейскую религиозную философию. Главное философское произведение Г. «Mekor Chaim» написано по-арабски и переведено в 1150 на древнееврейский, а затем латинский яз. («Fons vitae»). С течением времени имя автора этой книги — «Ибн-Гебирол» — было по неизвестной причине заменено именем «Avicebron». Лишь в 60-х гг. прошлого столетия французский ученый Мунк установил идентичность Г. и «Avicebron’a». Г. кроме того написал ряд моралистических произведений («Tikun Midat Hanefesch», «Mibchor Hapninim»), оказавших большое влияние на моралистическую гебраистскую лит-ру; известны также его философские комментарии к Библии, напоминающие комментарии Филона Александрийского.Библиография:
I. Полное критическое собрание поэтических произведений в издании Х. Н. Бялика «Schireh Schelomo ben Jehuda ibn Gebirol», Berlin — Tel-Awiw, t. I, 1924; t. II, 1925; t. III, 1927.
II. Sachs M., Die religiose Poesie der Juden in Spanien, Berlin, 1845; Kampf, Nichtandalusische Poesie der Andalusischen Dichter, Prag, 1858. О философии Г.: Baumker, Avicebronis «Fons vitae», Munchen, 1895; Joel, Ibn-Gabirol’s Bedeutung fur die Geschichte der Philosophie, «Beitrage zur Geschichte der Philosophie», Breslau, 1876.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.