Волынский

Волынский
Волынский

       
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1863—1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета (1889) В. принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Сев. вестник», 1889, кн. VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма». Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевернутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.
       Статьи В. о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890—1895 под заглавием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Литературные очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т. д. За «русских критиков» на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. «На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу субъективную социологию». Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.
       В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, — таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. д. Или о Гоголе: «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».
       Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПБ., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в «Северном вестнике», 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским («Книга великого гнева», СПБ., 1904; «Царство Карамазовых», СПБ., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».
       Широко образованный искусствовед, В. много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) — посвященный обоснованию и защите так наз. «классического балета». Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920—1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.

Библиография:

I. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903); Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. «Критические очерки», т. II, СПБ., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в «Сочин.», т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. Под редакцией П. Медведева, 1928.
       

II. Произведения В. и литературу о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской литературы, в изд. «Русск. литература XX в.», т. II, кн. 5, изд. т-ва «Мир», М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Волынский" в других словарях:

  • Волынский А. П. — Волынский Артемий Петрович Артемий Петрович Волынский (1689, Царство Русское 27 июня 1740, Санкт Петербург, Российская империя) российский государственный деятель и дипломат. В 1719 30 астраханский и казанский губернатор, с 1738 кабинет министр… …   Википедия

  • ВОЛЫНСКИЙ —         (Флексер) Аким Львович (1863 1926) лит. и театр, критик, искусствовед, культуролог. Окончил юрид. ф т С. Петербург, ун та (1886). С 1891 заведовал критич. отделом и был фактич. редактором Петербург. журн. “Северный вестник”, ставшего в… …   Энциклопедия культурологии

  • Волынский — псевдоним писателя А. Л. Флексера, писавшего по вопросам философии и эстетики. Большинство его критических статей направлены против корифеев русской прогрессивной общественной мысли Белинского, Чернышевского, Писарева и др. В области общих… …   1000 биографий

  • Волынский, Пётр — Волынский, Пётр: Волынский, Пётр Артемьевич (ум. 1713) воевода и стольник из дворянского рода Волынских Волынский, Пётр Кузьмич террорист, душевнобольной, автор взрыва автобуса в Краснодаре в 1971 году …   Википедия

  • Волынский — (Артемий Петрович) государственный деятель в царствованииимп. Анны Иоанновны. Личность В. уже давно стала привлекать вниманиеисториков, биографов и даже романистов. Писатели конца XVIII в. и началаХIХ го (напр., Рылеев), считали его политическим… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ВОЛЫНСКИЙ — Артемий Петрович (1689 1740), государственный деятель и дипломат. В 1719 30 астраханский и казанский губернатор, с 1738 кабинет министр императрицы Анны Ивановны. Противник Э.И. Бирона. Во главе кружка дворян составлял проекты государственного… …   Современная энциклопедия

  • Волынский — Волынский  фамилия. Дмитрий Михайлович Боброк Волынский (ум. 1399) безудельный князь, воевода великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Волынский, Артемий Степанович (1627 1684) русский стольник и воевода Волынский, Артемий Петрович (1689… …   Википедия

  • ВОЛЫНСКИЙ — 1. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1861 1926), критик, искусствовед. Отстаивал автономию философско эстетической критики от публицистики (кн. Русские критики , 1896, Борьба за идеализм , 1900). Работы о Леонардо да Винчи, Ф. М. Достоевском, Н. С. Лескове …   Русская история

  • Волынский А. — Аким Львович Волынский (1863 1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия Флексер) литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже состоявшегося в школу… …   Википедия

  • Волынский А. Л. — Аким Львович Волынский (1863 1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия Флексер) литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже состоявшегося в школу… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»