- Вознесенский
- Вознесенский
-
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Александр Николаевич (1888—) — современный литературовед формально-социологического направления, профессор Белорусского университета.Библиография:
Основные работы: Классификация методов историко-литературной науки, «Труды Белор. гос. ун-та», тт. VI—VII, 1925; Проблема «описания» и «объяснения» в науке о литературе, «Родной яз. в школе», № 11—12, 1926; Поиски объекта (к вопросу об отношении метода социологического к формальному), «Новый мир», № 6, 1926; Поэтика М. Богдановича; Ковно, 1926; Поэмы Янки Купалы, Минск, 1927; Aufbau der Literaturwissenschaft, «Jahrbuch fur Philologie», Bd. III и др.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Вознесе́нский
-
Андрей Андреевич (р. 1933, Москва), русский поэт, прозаик. Окончил Архитектурный ин-т (1957). В 1960-е гг. выходят первые сборники «Мозаика» (1960), «Парабола» (1960), «Треугольная груша» (1962). С первых шагов в поэзии Вознесенский опытным глазом архитектора мастерски выстраивает художественное пространство произведения. Взгляд поэта на мир отличается широтой горизонтов, он ощущает себя жителем всей планеты. Излюбленная композиционная форма Вознесенского – некий каркас из причудливых развёрнутых метафор, причём по мере творческой эволюции её роль в художественном тексте существенно возрастает. Вознесенский – поэт-экспериментатор. Наследуя традиции футуристов (в частности, В. В. Маяковского), он предельно внимателен к форме стиха, благодаря чему его голос звучит свежо и оригинально. Многие метафоры поэта конструируются по принципу ассоциаций. Вознесенский смело вводит в поэтический текст вкрапления иноязычной лексики, каламбуры. Интонационный рисунок лирики поэта рассчитан прежде всего на звуковое восприятие его произведений. Неслучайно Вознесенский часто участвует в поэтических вечерах, стремясь быть не прочитанным, а услышанным: авторская манера исполнения удачно дополняет содержательную сторону его произведений, что создаёт целостное впечатление. «Испытывая сложную творческую эволюцию, в которой стремление к реалистичности письма сочеталось с тягой к изысканной метафоричности, причудливой фантастике и гротеску, он вместе с тем всегда оставался поэтом-романтиком, склонным к обострённому воплощению мира» (В. А. Зайцев).
А. А. Вознесенский
Первая поэма «Мастера» (1959) решительно провозгласила тему творца, свободного художника, готового отстаивать свои идеи и сгорающего в лучах таланта. Искусство – великая сила, она способна сокрушать троны, восставать против невежества и несправедливости:
Художник первородный —
Всегда трибун.
В нём дух переворота
И вечно бунт.
Вознесенский верит в то, что истинный творец во все времена отыщет путь к реализации своего таланта и победит тех, кто попытается помещать ему. Автор пишет об искусстве как о великой политической силе. Он прославляет духовную мощь великих деятелей культуры ушедших эпох («художников всех времён»). Ритмичный стих поэмы имитирует удары колокола на башне вечевой.
К сер. 1960-х гг. творческая манера поэта становится более отточенной. Публикуются сборники «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966). В 1970 г. выходит сборник «Тень звука», само название которого свидетельствует о том, что поэт мучительно ищет всё более тонкие грани мировосприятия.
В творчестве Вознесенского появляются опыты изобразительной поэзии, которую надо воспринимать зрительно. Она соединяет в себе слова и графику и, как подчёркивает сам автор, имеет на Руси уходящую в глубь веков древнюю традицию. Некоторые из так называемых «изопов» (образцов изобразительной поэзии) Вознесенский конструирует из слов-перевёртышей (пот-пот /топ-топ, «волгу»/углов, ремарк/крамер и т. д.). При этом звукобуквенное совпадение может быть как полным, так и частичным. Опыты визуальной поэзии Вознесенский продолжает на протяжении всего творческого пути.
1980–90-е гг. – плодотворный период в жизни поэта. Публикуются сборники «Безотчётное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге» (1994), «Не отрекусь» (1996), «Casino Россия» (1997), «Страдиварий Состраданья» (1999), «Жуткий Crisis. Супер стар. Новые стихи и поэмы 1998–1999» (1999), «Девочка с пирсингом» (2000). Вознесенский пишет книгу воспоминаний «Мне четырнадцать лет» (1980) и сборник размышлений «Прорабы духа» (1984). Поэт продолжает находиться в новых творческих поисках, в т. ч. и в области стихотворной формы.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.