ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами Е.м., в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров. Правовое регулирование Е.м. осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие Е.м.
. Субъектом Е.м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией)товаров в условиях Е.м. Указанным ФЗ регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Существуют и иные сферы, которым присущи признаки Е.м., например водоснабжение и услуги канализации. Однако они не включены в перечень в связи с тем, что по Конституции РФ не относятся к федеральной компетенции.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов Е.м. образуются федеральные органы исполнительной власти. ФЗ "О естественных монополиях" является частью антимонопольного законодательства РФ. Соответственно весьма схож круг методов государственного контроля и регулирования деятельности субъектов монополий, с той лишь разницей, что в отношении Е.м. не предусматриваются мероприятия по демонополизации. Среди основных методов - контроль за перераспределением собственности субъектов Е.м., слияниями, разделениями, инвестиционной политикой;обеспечение
прав потребителей, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Размеры цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов Е.м. регламентируются Указом Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" и созданию условий для стабилизации работы промышленности". постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г, № 997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополии",постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др.
Субъекты Е.м. не вправе отказываться от заключения договора с потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у субъекта Е.м. возможности произвести (реализовать) такие товары. Эта норма является отступлением от принципа свободы договора, предусмотренного ст. 421 ГК РФ, однако сам ГК РФ допускает возможность такого отступления в случаях, установленных законом.
ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает систему административных штрафов, налагаемых на субъектов Е.м. и их руководителей государственным органом, регулирующим Е.м.. за превышение цен, нарушение предписаний регулирующих Е.м. органов, непредоставление этим органам необходимой информации или предоставление недостоверной информации. Административной ответственности подлежат и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, допустившие нарушение законодательства
о Е.м. Другой вид ответственности субъектов Е.м. - возмещение потребителю причиненных убытков (гражданско-правовая ответственность). Кроме того, субъект Е.м. обязан перечислить в государственный бюджет всю прибыль, полученную в результате нарушения названного ФЗ.
Органами государственного регулирования Е.м. являются соответствующие федеральные службы. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, регулирующая вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии; Указом от 25 января 1996 г. № 96 - Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи, а Указом от 26 февраля 1996 г. № 276 - Федеральная служба РФ по регулированию Е.м. на транспорте (ФСЕМТ РФ). Права, полномочия и обязанности данных Служб установлены ФЗ "О естественных монополиях", а также положениями о каждой из них, утвержденными названными Указами.

Энциклопедия юриста. 2005.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ" в других словарях:

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — (natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с… …   Экономический словарь

  • Естественная монополия — монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… …   Финансовый словарь

  • Естественная Монополия — (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… …   Словарь бизнес-терминов

  • естественная монополия — 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара …   Справочник технического переводчика

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения …   Юридическая энциклопедия

  • Естественная монополия — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… …   Политология. Словарь.

  • Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере… …   Официальная терминология

  • Естественная монополия — [na­tural monopoly] 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос  в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют… …   Экономико-математический словарь

  • Естественная монополия — (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства …   Энциклопедия права

  • Естественная монополия — Монополия (от греч. μονο (mono)  один и πωλέω (poleo)  продаю)  фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких …   Википедия

  • естественная монополия — признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»