СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ


СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
регламентированная законом совместная деятельность субъектов конституционно-правовых отношений по устранению возникающих между ними разногласий на взаимоприемлемой(компромиссной) основе. Как правило, С.п. применяются в качестве первого шага на пути устранения спорных ситуаций. В тех случаях, когда они не дают позитивного результата, используются иные методы, в том числе с привлечением третьей стороны в роли арбитра. В качестве такового может выступать глава государства, например,в республиках с парламентской или смешанной формой правления, народ, выносящий свое решение на референдуме, или судебные органы в тех случаях, когда предмет разногласий подпадает под их юрисдикцию. В конституционных государствах порядок разрешения подобных споров или конфликтов регулируется исключительно законом.
В РФ к способам разрешения спорных (конфликтных) ситуаций, решение которых не достигнуто с помощью С.п., можно отнести: право Президента РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конститу-цией РФ, отправить Правительство РФ в отставку либо распустить ГД (ч. 3, 4 ст. 117 Конституции РФ); разрешение КС споров о компетенции между органами государственной власти; в некоторых случаях - проведение референдума РФ. Споры о компетенции между органами государственной власти, одной из сторон в которых является суд, должны решаться законодательным путем.
Впервые в законодательстве РФ механизм С.п. для разрешения правовых конфликтов был предусмотрен в составляющих Федеративный договор догово-рах федеральных органов государственной власти с органами власти республик в составе РФ. с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. В этих статьях указывается, что споры между участниками Федеративного договора по вопросам их ведения и иным вопросам разрешаются с обязательным использованием С.п. в порядке. установленном Конституцией РФ ЙФЗ.
Для реализации права Президента РФ использовать С.п.создана Комиссия по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (при Президенте РФ), в задачу которой входит устранение возможных разногласий между ними, а также подготовка предложений о применении Президентом РФ С.п.
В случае недостижения согласия по спорному вопросу Президент РФ может передать его на рассмотрение соответствующего суда. Например, споры о компетенции между органами государственной власти, указанными в ст. 125 Конституции РФ, разрешаются КС (ч. 3 \'ст. 125 Конституции РФ). Однако в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" это право Президента может быть реализовано только, во-первых, когда им были применены досудебные С.п., а разногласия не были устранены и, во-вторых, если разногласия власти являются спором, подведомственным КС.
К досудебным С.п. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ можно отнести и заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В данном случае инициатива по использованию С.п. может исходить как от Президента РФ, так и от иных органов государственной власти, например от ГД.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 105 и ч. 3 ст. 107) предусматривает также проведение С.п. в законодательном процессе:
при отклонении "...федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий" (подробнее см. Законодательный процесс). Согласно ч. 1 ст. 124 Регламента ГД при отклонении ФЗ Президентом РФ ГД может создать специальную комиссию. В отличие от согласительной комиссии палат ФС она, как правило, бывает четырехсторонней, с участием представителей СФ и ГД, Президента РФ и Правительства РФ.
Лит.: Конституция РФ. Энциклопедический словарь. М., 1995; Комментарий к Конституции РФ/Под редакцией Ю.В. Кудрявцева. М.. 1996: Договор об общественном согласии. Официальное издание. М.. 1994. Парамонов А.Р., Полу ян. Л.Я.

Энциклопедия юриста. 2005.

Смотреть что такое "СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ" в других словарях:

  • СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ — совокупность правил, используемых темп или иными органами или создаваемыми ими согласительными комиссиями при обсуждении и выработке предложений в целях преодоления возникших между ними разногласий. (С. А.) …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ — конституционно правовые средства разрешения разногласий, возникающих между участниками конституционно правовых отношений. К.с.п. используются при необходимости разрешения конституционного спора. Сферы и основания их применения обозначены в… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Согласительные комиссии —         органы, создаваемые в соответствии с Уставом ООН для выработки условий урегулирования международного спора. Порядок образования и деятельности С. к. регламентирован Общим актом о мирном разрешении международных споров 1928, который был… …   Большая советская энциклопедия

  • следственные и согласительные комиссии — международные, создаются для осуществления примирительной процедуры при мирном решении международных споров: устанавливают факты, лежащие в основе спора; вырабатывают проект соглашения по существу спора и т. д. * * * СЛЕДСТВЕННЫЕ И СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ …   Энциклопедический словарь

  • СЛЕДСТВЕННЫЕ И СОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ — (международные) создаются для осуществления примирительной процедуры при мирном решении международных споров: устанавливают факты, лежащие в основе спора; вырабатывают проект соглашения по существу спора и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • Следственные и согласительные комиссии — (международные) создаются для осуществления примирительной процедуры при мирном решении международных споров: устанавливают факты, лежащие в основе спора; вырабатывают проект соглашения по существу спора и т. д. Политическая наука: Словарь… …   Политология. Словарь.

  • Медиация — Медиация, в праве  одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны  медиатора,… …   Википедия

  • ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАИМЕНОВАНИЙ ЕЕ СУБЪЕКТОВ — предусмотренные Конституцией РФ основания и процедуры внесения изменений в состав РФ, а также изменений в наименования субъектов РФ. Статья 65 Конституции РФ закрепляет поименный исчерпывающий перечень субъектного состава РФ. В то же время… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — в соответствии с Конституцией РФ (ст. 80 и др.) Президент Российской Федерации является главой государства и определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства. Президентом может быть избран гражданин России не… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПРЕЗИДЕНТ РФ — глава государства. Пост Президента РФ был учрежден путем проведения референдума РФ 17 марта 1991 г. По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не… …   Энциклопедия юриста


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.