ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО


ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.
Зачатки теории П.г. прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Так, в знаменитых диалогах Плато-на "Государство", "Политик", "Законы" проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие,произвол и насилие."Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы. я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
Аналогичные идеи, заложившие основу теории П.г.. развивались в работах Аристотеля - "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву;
стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя
Цицерона "О государстве". "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. "Что такое государство? Чьим достоянием оно является?" - спрашивал Цицерон. И отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость. Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...". Весьма важным в плане формирования идей, составивших впоследствии основу теории П.г., явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами", а также выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам.
Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии и Китае. Наряду с представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа "сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах" или "жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни", в Китае еще в глубокой
древности проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию". Нельзя силой насаждать порядок в стране..
Очень много было сделано для развития теории П.г. мыслителями XVIII- XX вв. Положения теории П.г. развивались, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен. Философские основы теории П.г.создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя.
Значительное освещение и развитие идея П.г. получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях, ряда западных государств.
Чем же отличается П.г. от неправового? Каковы его основные признаки и черты? Отвечая на данные вопросы, следует выделить прежде всего такую особенность П.г.. как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом,а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование П.г. в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, непосредственного воздействия закона на общественные отношения. В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально будучи основным, главенствующим юридическим актом, фактически "растворяется" в системе других, подзаконных, а точнее - ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без таких актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. Следовательно, в условиях П.г. речь идет не о том, должны или не должны существовать подзаконные, ведомственные акты, а о том. чтобы они не искажали сути и содержания самих законов.
Среди других черт П.г. следует указать на полную гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и власть должна нести ответственность перед гражданами. Важная черта П.г. - реализация принципа разделения влас-тей. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности и конституционности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках. Наряду с этим в П.г. (один из главных его признаков) должен быть создан механизм полной гарантированное(tm) и всесторонней защищенности прав граждан. последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Кроме названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие П.г. и принципиально отличающие его от неправового государства. Если в стране нет реальных - объективных и субъективных - условий для создания. а затем - нормального функционирования П.г.. то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы. Марченко М.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

Смотреть что такое "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция)… …   Философская энциклопедия

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — ПРАВОВОЕ государство, в политическо юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и… …   Современная энциклопедия

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — в политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Правовое государство — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое… …   Политология. Словарь.

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — в теории конституционного права общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается …   Юридическая энциклопедия

  • Правовое государство — (англ. law/juridical/ legal state) тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным… …   Энциклопедия права

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — характеристика конституционно правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства… …   Юридический словарь

  • Правовое государство — …   Википедия

  • правовое государство — в политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… …   Энциклопедический словарь

  • Правовое государство — организация и осуществление политической власти в обществе на основе господства права. Основные признаки правового государства: а) уважение основных прав человека; б) взаимная ответственность государства и гражданина; в) равноправие; г)… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Правовое государство — последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Книги

Другие книги по запросу «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.