- ПАРЛАМЕНТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
- одна из форм осуществления контрольных полномочий парламента (см. Парламентский контроль). П.р.проводятся в случаях, когда необходимо изучить события и обстоятельства, представляющие большую общественную и государственную значимость, в том числе связанные с предполагаемыми нарушениями законодательства и высшими должностными лицами государства. Действенность П.р. достаточно велика, их следствием может стать наступление политической ответственности государственных органов или должностных лиц, а в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством, привлечение последних к административной или уголовной ответственности. Часто одного факта П.р. достаточно для наступления юридически значимых последствий (так, в США действия палаты представителей в 1974 г. по возбуждению процедуры импичмен-та привели к отставке с поста президента США Р. Никсона).Проведение П.р. могут осуществлять постоянные комитеты и комиссии (палат) парламента либо специально созданные временные следственные комитеты или комиссии.В настоящее время одним из немногих правовых источников, прямо предполагающих возможность проведения П.р., является ФКЗ РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", где в ч. 2 ст. 32 говорится о возможности создания в ГД парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан. Вместе с тем ряд федеральных законов предоставляет парламентариям право, в рамках реализации своих контрольных полномочий. осуществлять те или иные действия, соответствующие смыслу П.р. Так. например, значительные возможности попроведению П.р. в сфере контроля за государственными финансами и собственностью предоставляет палатам ФС ФЗ РФ от 18 ноября 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого закона одной из задач Счетной палаты является регулярное предоставление ФС информации о результатах проводимых контрольных мероприятий, в том числе материалы о правонарушениях со стороны государственных органов и должностных лиц в части использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. При этом контрольно-ревизионные действия Счетной палаты могут быть инициированы по запросу СФ или ГД или группы парламентариев. Тем не менее недостаточная полнота законодательного регулирования П.р. в ГД приводила и приводит к многочисленным трудностям в работе членов парламентских комиссий по расследованиям.Лит: Парламенты мира. Сб. М.. 1991;Регламент Верховного Совета РСФСР. Изд. ВС РСФСР. М., 1992; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Т. 1-2/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996; Конституции зарубежных государств: Учебн. пособ. 2-е изд.., испр. и доп. М., 1997.Парамонов А.Р., Полдян Л.Я.
Энциклопедия юриста. 2005.